Мир 

Зачем бизнесу работать с высшим образованием? Что дает каждой стороне?

Сегодня в России остро стоит задача обеспечения реального сектора экономики квалифицированными специалистами. Дефицит кадров ощущается практически в каждой сфере, начиная от промышленности и заканчивая IT-сектором, что делает актуальным вопрос координации бизнеса и учреждений образовательными учреждениями.

  • Бизнесу такое партнерство даст доступ к молодым и амбициозным кадрам, готовым привнести в производственные процессы новые идеи и свежий взгляд.
  • Промышленность, в свою очередь, сможет влиять на обучающую программу, адаптируя ее под актуальные рыночные требования.
  • Наконец, студенты получат хорошие возможности для стажировок, практик, и последующего трудоустройства.

Подобная координация может стать движущей силой модернизации высшего образования, обновления программ и специальностей, послужить отправной точкой для разработки новых дисциплин и повышению конкурентоспособности выпускников российских вузов на рынке труда, будет способствовать модернизации материально-технической базы вузов за счет частных и государственных инвестиций.

Каких кадров не хватает компаниям?

По данным отчета Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, обстановка на рынке труда в России к середине 2023 года складывается удручающая; что кадровый дефицит коснулся практически всех секторов промышленности, причем наиболее остро нехватка профессионалов ощущается в автомобилестроении, производстве электрооборудования и переработке нефти.

Проблема продолжает усугубляться, многие эксперты предупреждают о необходимости срочных действий для ее решения, указывая на рост конкуренции за рабочие кадры.

Например, в компании «ФосАгро», занимающейся производством минеральных удобрений и занимающей лидирующие позиции на мировом рынке, отмечают недостаток в высококвалифицированных технологах, инженерах, специалистах по автоматизации и рабочих кадрах.

Причинами дефицита кадров стали сложная демографическая ситуация, уменьшение привлекательности рабочих специальностей, внедрение инноваций в бизнес-процессы и открытие новых производств, которые способствовали увеличению спроса на квалифицированные кадры.

Насколько вузы и бизнес готовы сотрудничать

Сегодня России очень нужны выпускники, которые прямо сейчас, без дополнительных условий будут готовы выйти на рынок труда. Вместе с тем анализ, проведенный Национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики, указывает на дефицит образовательных институтов, способных подготовить таких специалистов. Мы видим уникальное явление — рост желания и готовности к партнерству как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны академических кругов. Предприятия стремятся к сотрудничеству с университетами, чтобы первыми привлечь студентов, а вузы ищут возможности сотрудничества с представителями индустрии, стремясь заполнить пробелы в практической подготовке будущих специалистов.

Парадоксально, но возникающая за установление партнерских отношений с вузами конкуренция между работодателями не только усложняет задачу каждой отдельной компании, но и стимулирует привлечение в отрасль большего числа заинтересованных и мотивированных специалистов. Это, в свою очередь, положительно сказывается на росте численности студентов, отдающих предпочтение техническим специальностям, и повышении качества образования. Студентам тоже хорошо — для них открываются более широкие карьерные и профессиональные перспективы.

Что дает работа с вузами

Многие крупные компании уже сегодня активно вовлекают студентов в производственный процесс через стажировки и практики, однако этого часто бывает недостаточно для полноценного пополнения кадрового состава и интеграции будущих профессионалов в специфику отраслевой работы и решения реальных производственных задач. Так что бизнес стремится к усовершенствованию традиционных методов взаимодействия с вузами и ищет новые инструменты сотрудничества.

Тот, кто проявит наибольшую гибкость и инициативность, сможет решить ряд задач, например:

  • Обеспечить текущие и будущие потребности предприятия в квалифицированных кадрах,
  • Создать и поддерживать достаточный кадровый резерв,
  • Интегрировать инновации и свежие решения в рамках компании за счет вливания новой крови — молодых специалистов и стажеров,
  • Привлечь кадры на новые и модернизированные производства, в новые регионы, где компания начинает свою деятельность,
  • Повысить узнаваемость бренда и лояльность среди молодежи.

Похожие записи