Типы учеников у репетитора: а к какому относится ваш ребенок?

Так же как в школьных классах, где встречаются ученики с разными характерами и потребностями, репетиторы могут, отталкиваясь от своего опыта, выделить различные типы учащихся. Каждый из них обращается к репетитору с разными целями и задачами.

Например, есть старшеклассники, которые стремятся набрать максимальные баллы на ЕГЭ: они обычно очень мотивированы и целеустремленны. С другой стороны, некоторые ученики приходят к репетитору из-под палки, по настоянию родителей, с целью улучшить свои оценки и избежать неудовлетворительных результатов. Для младших школьников репетиторы часто становятся помощниками не только в учебе, но и в поддержании гармонии в семье, помогая с домашними заданиями и развивая полезные учебные навыки.

К каждому из этих типов учащихся репетиторы подходят индивидуально, подбирая эффективные методы обучения, соответствующие их особенностям и потребностям: работа репетитора включает в себя не только передачу знаний, но и умение находить подход к разным типам учеников, что является ключевым фактором успешного обучения.

Опоздун

Такие ученики редко приходят на занятия вовремя, в течение года их своевременные приходы можно пересчитать по пальцам одной руки. Кроме опозданий, у этих учеников возникают и другие проблемы с организацией: они могут долго искать нужные учебные материалы в своей сумке, теряют ручки или не могут разобраться в собственных записях.

Опытные педагоги понимают, что за этими опозданиями и дезорганизацией часто стоит искреннее раскаяние: когда что-то идет не так, дети испытывают неудобство, стыд и дискомфорт. А ещё это может быть проявлением творческой натуры ученика, которому сложно сосредоточиться и организовать свое время и пространство.

Иногда дети не против добавить во взаимоотношения с репетитором толику дисциплины. Например, можно предложить ученику ввести наказание за опоздания: написать стишок в честь изучаемого предмета и разместить его в социальных сетях или что-то другое.

Непробиваемый

Отчужденность затрудняет взаимодействие с репетитором. Она может быть вызвано различными факторами: отсутствие интереса к предмету, неуверенность в своих способностях, потребность во времени на усвоение информации или естественная скромность.В таких случаях репетитор может временно отложить стандартные учебные материалы и попытаться разговорить ученика, чтобы выяснить его интересы и предпочтения. Прохождение профориентационного теста также может помочь ребёнку определить свои будущие образовательные и профессиональные интересы.Репетитор может давать практические задания в процессе изучения новой темы, а не только в качестве домашней работы — это помогает ученику активно усваивать информацию и закреплять ее на практике.

Прожектёр

Такие ученики часто выражают энтузиазм и желание достичь значительных успехов в обучении, но сталкиваются со сложностями, когда дело касается реальной учебной работы и повседневной дисциплины: их мотивация может угасать при первых препятствиях. Чтобы поддерживать интерес и мотивацию ученика, репетитору важно установить конкретные, достижимые цели и задачи на каждое занятие. Необходимо детально объяснять, что ожидается от ученика во время занятий и после них, просить ученика формулировать свою цель на начало каждого урока и ставить конкретные задачи, которые необходимо выполнить в течение занятия.

Представление учебного материала в виде мелких фрагментов помогает ученику легче усваивать информацию и чувствовать свой прогресс, а регулярное подведение итогов и похвала за достигнутые результаты могут значительно улучшить мотивацию и дать чувство удовлетворенности своими достижениями.

Болтун

Например, на уроках математики или естественных наук, где требуется строгая концентрация на теме, ученик может использовать деликатность учителя, чтобы перевести разговор на более легкие и приятные для себя темы. Опытный преподаватель может установить перерывы, что позволит ученику отдохнуть и свободно пообщаться на интересующие темы: это поможет сохранить интерес к занятиям и предотвратить быстрое уставание. В остальное преподавателю следует напоминать ученику, что время для личных историй и обсуждения кино есть перерыв, а пока нужно грызть гранит науки и не отвлекаться.

Баба Яга против

Школьник, проявляющий критическое и враждебное отношение к учебе, часто занимается с репетитором не по собственному желанию, а по настоянию родителей, из-под палки. Такой ученик может ставить под сомнение необходимость выполнения заданий, сравнивать методы репетитора с методами школьного учителя и пытаться обострять конфликт.

Однако ситуация не безнадёжна! Важно понять, что движет учеником, какие у него интересы и цели, чтобы адаптировать занятия под его потребности и интересы.Прохождение профориентационных тестов может помочь ученику лучше понять свои предпочтения и возможные направления развития. Вместо акцента на выполнение большого количества заданий лучше ставить реалистичные и конкретные цели, которые можно понять, «пощупать» и получить удовлетворение от их достижения.

Зависимый

Он спрашивает о каждом мелком аспекте задания: какие необходимо сделать отступы, какое упражнение решать следующим, какие слова нужно выделить в определении. Даже после того, как учитель объяснил все этапы работы, ученик продолжает уточнять каждое действие: сейчас писать уравнение, а затем строить график? Или наоборот?

Чтобы помочь такому ученику стать более уверенным и научиться полагаться на себя, стоит эффективно использовать письменные инструкции и подсказки. Этот подход применим как в учебе, так и в повседневной жизни — например, в инструкциях по уборке комнаты или сборке школьного рюкзака. Конечно, составление таких подробных инструкций занимает время, репетитору придется продумать алгоритмы для каждой задачи, однако этот подход замечательно покажет себя как на контрольных работах, так и в повседневных ситуациях.

Знайка

Ученик-отличник или победитель олимпиад, который стремится использовать мельчайшую возможность для демонстрации своих знаний, обычно проявляет активность и готовность высказывать свое мнение по различным вопросам. Однако если он сталкивается с неизвестной темой, то может умело перевести разговор в более знакомую область. Такой подход указывает не только на стремление ученика к академическому успеху, но и на его чувствительность к ошибкам и недостаткам в знаниях.

Ученик мечты

Пример усердного и целеустремленного учащегося: серьезно относится к учебе, внимателен и дисциплинирован, регулярно посещает занятия и исправно выполняет домашние задания. У этого ученика четко определенные цели, и он активно стремится к их достижению.

Особенностью такого типа учеников является их способность к проактивному обучению: они умеют задавать вопросы, искать ответы и критически мыслить.

Работая с таким учеником, репетитор применяет подходы, способствующие развитию самостоятельности. Целью такого подхода является не столько продвижение в конкретном учебном предмете, сколько развитие универсальных навыков, которые будут полезны ученику в будущем. Вообще, конечно, такой ученик —  подарок для любого педагога.

Платник

Тоже достаточно типичный пример ситуации в репетиторстве: в большинстве таких случаев инициатива исходит от родителей ребенка, который настаивают на том, что чаду нужно улучшить свои оценки и успешно сдать важные экзамены. Мама обычно берет на себя задачу поиска подходящего репетитора и регулярно осуществляет контроль, звоня до и после каждого занятия. В свою очередь, ученик, выполняя материнские требования, приходит на занятия после школы, проводит там определенное время, передает деньги, полученные утром, и уходит до следующего занятия. Знания в голове обычно не задерживаются, а дети попросту не видят смысла в занятиях, часто смотрят на часы, считая минуты до окончания урока.

Похожие записи