Как американский психолог совершил революцию в онлайн-обучении

В современном образовании принято активно использовать цифровой контент, который объединяет различные медиаэлементы: аудио, видео, тексты, графические изображения и анимацию. Такой комплексный подход к созданию учебных материалов известен как мультимедийное обучение. Кто и когда придумал такой формат?

Ричард Майер и его концепция мультимедийности

Концепция мультимедийного обучения, разработанная профессором Ричардом Майером — инновационная стратегия в области разработки образовательных материалов. Этот термин впервые появился в 1990-х годах на фоне бурного развития цифровых технологий. Изначально Майер фокусировался на использовании этой концепции для онлайн-курсов, но со временем ее применение значительно расширилось.

Психолог уделяет особое внимание эффективному объединению методов представления учебного материала: сочетание письменных и устных текстов с визуальными элементами. Основная цель — оптимизация процесса восприятия, понимания материала студентами и предотвращение информационной перегрузки.

Теория мультимедийного обучения Майера основывается на поиске оптимального баланса между разнообразием учебных материалов и их эффективностью. Этот подход получил широкое признание, его используют преподаватели из разных стран мира. Работа Майера — это результат обширных исследований в области психологии и физиологии восприятия.

Мультимедийность и мультимодальность в образовании

В 2023 году ученые из Великобритании назвали мультимодальную педагогику одним из ключевых направлений в развитии современного образования. Слово «медиа» относится ко всем средствам коммуникации, предназначенным для передачи информации, а мультимедийность предполагает совмещение разнообразных медиа форматов в одном контенте.

Мультимедийный подход быстро вошел в практику многих сфер. Ярким примером мультимедийности являются онлайн-курсы, которые состоят из лекций, презентаций, текстового контента, анимации и схем.

Мультимодальность в образовании использует разнообразные сенсорные системы человека для восприятия информации. Такой подход включает зрительные и слуховые восприятия, обоняние, вкус и осязание — это позволяет учащимся одновременно обрабатывать информацию по разным каналам. Люди могут использовать слова, символы и картинки для восприятия информации: это оптимизирует процесс обучения, потому разработчики учебных материалов должны учитывать все способы, с помощью которых люди усваивают информацию, чтобы сделать учебный курс лучше и эффективнее.

Теория мультимедийного обучения Ричарда Майера основана на психологии и на том, как мы обрабатываем информацию в мозгу. Эта теория говорит, что у нас ограниченная память, но ее вместимость можно развивать при помощи новых исследований.

Как лучше запоминать информацию?

Майер опирается на теорию двойного кодирования: информация лучше усваивается, если её дополнять визуальными элементами. Это связано с тем, что в мозге человека существуют две подсистемы: вербальная, которая обрабатывает словесные данные, и невербальная — она фокусируется на визуальных объектах, включая изображения. Использование обеих этих систем позволяет эффективно сочетать контент при создании учебных материалов. У человека возникают представления в сознании, когда он получает информацию через слух или зрение, нам удается воспринимать информацию благодаря тому, что эти две системы взаимодействуют друг с другом. Для более эффективного познания и запоминания информации ее нужно получать одновременно и в словесной, и в визуальной форме — это особенно важно, поскольку визуальные образы обычно запоминаются лучше, чем слова.

Принципы теории Майера

Теория мультимедийного обучения Ричарда Майера построена на трех ключевых принципах, которые определяют эффективность мультимедиа в учебе:

  1. двухканальное восприятие информации. Человек воспринимает учебный материал через два основных канала — зрительный и слуховой. Одновременное использование обоих каналов усиливает процесс запоминания и понимания информации;
  2. ограниченная вместимость рабочей памяти. Мозг человека способен обрабатывать ограниченное количество информации одновременно. Перегрузка рабочей памяти может помешать обучению, поэтому при создании учебных пособий важно не перегружать учащегося излишней или несущественной информацией;
  3. активность ученика в процессе усвоения знаний. Обучение — активный процесс, в котором студент активно выбирает, организует и сочетает новую информацию с уже имеющимися знаниями. Мультимедийные материалы должны быть разработаны таким образом, чтобы не создавать этому препятствий.

Эффективное обучение с помощью мультимедийных средств требует учета этих трех принципов. Они помогают определить, как лучше всего структурировать и представлять учебный материал, чтобы его эффективность была выше.

Почему Майер не столь популярен в России?

Первая причина очень проста: работы Майера нельзя найти в русском переводе. Это может быть одной из причин, почему его теория мультимедийного обучения не стала широко известной на территории России. Эта информация чаще всего доступна тем, кто изучает педагогический дизайн, поэтому знания о мультимедийном обучении распространяют в основном среди специалистов, разрабатывающих образовательные программы и материалы. Это ограничивает знание о концепции Майера среди широкой публики и других профессионалов в области образования.

Похожие записи