Мир 

Время первых: интересные факты о первых университетах

В XI-XIII веках в мегаполисах Европы, таких как Парма, Милан, Кембридж и Оксфорд, начали возникать первые университеты. Они возникали вокруг выпускников монастырских и епископских школ, которые привлекали к себе учеников, постепенно формируя структурированные учебные сообщества.

К слову, термин «университет» (от лат. universitas) первоначально применялся к любому объединению людей, связанных общими целями и присягой: это могло быть и ремесленное цеховое объединение, и городская коммуна. Со временем это наименование закрепилось за сообществами академического свойства.

Создание корпораций в рамках средневековых школ (studia) было мотивировано необходимостью защиты общих целей и интересов. Многие студенты приезжали из других городов и нуждались в поддержке на чужбине, например, для защиты от несправедливых судебных решений или чрезмерно высокой аренды жилья, периодически вступали в конфликты с местными жителями.

В университетах средневековья сложилась система взаимоподдержки, где, несмотря на существование иерархии, преобладали принципы равенства. Эти первые учебные заведения были автономными и не зависели от церковной или светской власти: вузы самостоятельно определяли свои правила, выбирали ректоров и принимали новых членов. Права на самоуправление охранялись очень ревностно, а местные власти поддерживали университеты, видя в них источник престижа и качественного чиновничества.

Со временем университеты стали создаваться и по инициативе правителей, что увеличило их роль в обществе.

Как было устроено обучение и кто преподавал?

В средневековой Европе ведущей академической степенью была licentia ubique docendi, что с латинского переводится как «право на преподавание повсюду». Это позволяло держателю этой степени преподавать в университетах любой европейской страны

.

Университеты получали право выдавать степени, признаваемые повсеместно, обычно благодаря папам Римским, реже — монархам. Получение такой грамоты считалось началом работы в качестве формализованного образовательного учреждения, его институционализацией.

Средневековые университеты вели политику открытых дверей, обучение не было привилегией определенного сословия. Однако обучение требовало финансовых затрат, так как университетам было необходимо средства для работы. Преподаватели обычно взимали плату за обучение, хотя в университетах, основанных властями, они получали жалованье. Необходимость в финансировании постоянно поднимала вопрос о доступности образования.

Тем не менее, университетское образование было доступно и для не самых обеспеченных слоев населения. Церковь, епископаты, города или богатые благотворители часто покрывали часть расходов студентов. Университеты могли подавать в Рим листы соискателей на получение папских бенефициев — своего рода стипендий. В местах с сильной светской властью студенты могли рассчитывать на поддержку от городской коммуны, монарха или императора. В обмен на такую поддержку студенты иногда были обязаны после обучения служить своему благотворителю, будь то церковь или государственная служба. Эти условия, как правило, оговаривались заранее — такое своеобразное целевое место.

Университеты также предоставляли возможности для обучения на льготных условиях или бесплатно для наиболее малоимущих студентов.

Студенты постоянно искали способы заработка, чтобы финансировать своё обучение и проживание — они занимались, например, переписыванием книг или работали секретарями. Иногда из-за необходимости зарабатывать деньги студентам приходилось прерывать обучение, но они могли вернуться к нему позже. Несмотря на возможность заработать, многие студенты жили фактически в нищете, в скромных комнатах, часто делили жильё с другими студентами.

Количество бесплатных мест в университетах часто сокращалось в пользу детей преподавателей, что оставляло всё меньше возможностей для бедных студентов. Кроме того, некоторые педагоги, увы, использовали финансовое положение студентов, предоставляя займы, а затем взимая повышенную плату за обучение в качестве «процентов».

Большинство студентов не доходило до получения степени магистра, «отсев» на факультетах был велик. Тем не менее, даже получение степени бакалавра приносило уважение, высокий социальный статус и открывало дорогу к хорошим местам!

Живи весело, пока молодой

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! — слова древнего студенческого гимна, якобы возникшем в Гейдельбергском университете. Этот латинский призыв можно перевести как «Давайте радоваться, пока мы молоды» или «Давайте веселиться, пока мы молоды». Второй перевод больше соответствует духу времени, судя по перечню запретов для студентов средневековья…

К примеру, «Руководство совершенного студента» 1495 года запрещало игры с горожанами по выходным, прогулы занятий, запрещало колотить детей, порчу книг, подстрекательство к бунту, пение во время торжественных мероприятий и участие в представлениях в церковных зданиях и на погостах.

Драки среди студентов и с местными жителями, однако, были частью студенческой жизни. Студенты всех степеней вызывали множество проблем для городских жителей: они дрались с прохожими, участвовали в схватках и дуэлях, шумели ночами, домогались женщин…

Даже академические споры зачастую перерастали в драки! Некоторые молодые люди поступали в вузы только ради веселой студенческой жизни. Для борьбы с этой проблемой в 1231 году римская курия издала специальный статут, в котором говорилось, что те, кто зовется студентом, но не посещает лекции, не могут претендовать на студенческие привилегии.

Первый и самый большой в России

Первый российский вуз открылся в Москве. С тех пор он успел переехать в новое просторное здание на юге столицы и стать крупнейшим в Восточной Европе. Здание МГУ представляет собой уникальный комплекс, который можно сравнить с целым городом, расположенным внутри Москвы. Это место, где нельзя зарегистрироваться в качестве жильца, что не мешает многим стать его частью, поступив в университет. «Население» здесь постоянно меняется, а кампус имеет богатую историю и традиции.

В университете были установлены 111 уникальных лифтов, включая высокоскоростные модели.

В 1980-х годах произошел примечательный случай: во время замены телефонного коммутатора вышло так, что в здании возникла бесплатная международная связь — через телефоны, установленные в лифтах. Студенты активно использовали эту возможность для звонков по всему миру, пока коммутатор не перепрограммировали, а до тех пор охрана гоняла студентов и рабочих от аппаратов.

Вокруг университета ходят различные легенды и рассказы. Согласно одной из них, под Главным зданием МГУ находится подземный город с собственной линией метро! Хотя это скорее миф, под зданием действительно существует обширное бомбоубежище, спроектированное для защиты студентов и преподавателей в случае войны. О размерах этого бомбоубежища точных данных нет, так как часть документации утрачена, а многие бронированные двери заварены.

Существует версия, что в строительстве МГУ принимали участие заключенные. Это действительно так; по архивным данным, количество заключенных равнялось числу вольнонаемных рабочих и охранников, составляя порядка 10 000 человек. Эти заключенные, по данным, внесли значительный вклад в возведение студенческого комплекса.

В МГУ телевизоры появились раньше, чем в большинстве советских домохозяйств! Студенческое общежитие МГУ было одним из самых комфортабельных в Советском Союзе и Восточной Европе: студенты располагали комнатами на двоих с отдельными санузлами, имели доступ к кухням, телефонным будкам, пианино и телевизорам на каждом этаже.

Но всё это меркнет на фоне того, что 1989 году в МГУ появился первый в СССР… бейсбольный стадион. Вокруг этого события возник ряд слухов, в частности о том, что освещение стадиона мешает работе астрономов из обсерватории Штернберга, расположенной поблизости. Ходили слухи о конфликте между астрономами (те будто бы ночами ходили выкручивать лампы) и бейсболистами (мол, караулили похитителей и зверски били), но никаких доказательств этому нет. Сегодня все мачты освещения стадиона обрезаны, что может намекать на то, что слухи ходили неспроста…

Похожие записи