Время перемен: что изменилось в российской школе за последние годы?

Современное образование в школах претерпевает серьёзные изменения. Внедрение электронных дневников, виртуальных учебников и онлайн-преподавателей, появление новых экзаменов и дисциплин делают учебный процесс более технологичным и динамичным. Если в прошлом, в советскую эпоху, образование было направлено на формирование трудовых ресурсов для общества, что подчеркивалось официальной пропагандой, то сегодня задачи школы другие.

И объёмы тоже, кстати: к началу Великой Отечественной войны число учащихся в школах достигло почти 35 миллионов человек. В России же динамика изменения численности школьников идёт волнами: от 20,5 миллионов в начале 2000-х до 13,7 миллионов десять лет спустя и до увеличения до 17,5 миллионов к 2022 году.

Параллельно с этими изменениями происходит активное строительство новых школьных учреждений. За последние четыре года в России было построено 667 новых школ, что является частью плана по возведению 1300 школ до 2024 года. Общее количество школьных учреждений в стране составляет около 40 тысяч.

По официальным данным, средний размер класса в российских школах составляет около 20 учеников (хотя на практике может достигать 30 и даже 40 человек), что соответствует европейским стандартам, аналогичным ситуациям в Великобритании, Германии и Италии.

В то же время современные тенденции в системе образования России отражают значительные изменения, демографические и экономические: с 2000 года в стране наблюдается уменьшение общего количества школ примерно на 40% — с 69 тысяч до 40 тысяч. Это сокращение особенно заметно в сельских населенных пунктах, где за последние 20 лет количество школ уменьшилось почти вдвое, в то время как в городах — примерно на 20%.

Одной из причин такого сокращения является отток населения из сельских районов в крупные города, что приводит к низкой плотности населения в сельской местности. В результате этого во многих современных школах, особенно в городских районах, наблюдаются большие классы, иногда насчитывающие 30 и более учеников. Распространенной практикой стала организация учебы в две смены, чтобы справиться с большим числом учащихся. В сельских районах, где школ стало значительно меньше, детям часто приходится пользоваться школьными автобусами; это обусловлено большими расстояниями и отсутствием достаточного количества школ в доступности.

Школа онлайн

С учетом текущего дефицита школ, особенно в удаленных районах, образовательный процесс во многих странах, включая Россию, все чаще переходит в онлайн-формат. Это явление обусловлено не только географическими факторами, но и увеличением доступа к интернету среди населения, возросшими техническими возможностями передачи аудио- и видеоматериалов через сеть. Дистанционное обучение предлагает удобство и гибкость, преодолевая пространственные и временные ограничения, потому становится все более популярным.

До начала пандемии COVID-19 в России более 100 тысяч детей обучались в домашних условиях онлайн, лишь малая часть из них была полностью откреплена от традиционных школ. Пандемия значительно ускорила этот процесс, сделав онлайн-образование неотъемлемой частью жизни учащихся и учителей. Цифровизация достигла такого уровня, что часто учителя лишь контролируют результаты выполнения заданий, не всегда даже участвуя в их создании и проверке.

В основном образовании проникновение онлайн-формата в традиционное обучение пока остается ограниченным. Освоение цифровых технологий не подразумевает пока полной замены классического образования на электронное: оно предлагает интеграцию интернет-платформ и цифрового контента в школьное обучение, обогащая традиционные методы преподавания новыми технологиями. Это позволяет обеспечивать более гибкий и разнообразный образовательный процесс, адаптированный к потребностям и возможностям современных учащихся.

Как сфера образования превратилась в электронную?

С появлением электронных технологий процесс обучения в школах претерпел значительные изменения. С 2009 года школы начали активный переход на систему электронных журналов, который должен был завершиться к 2014 году. Этот шаг позволил родителям в режиме реального времени отслеживать успеваемость и посещаемость своих детей, улучшил коммуникацию между учителями и учениками. Теперь информация о домашних заданиях и расписании доступна онлайн, обеспечивая удобный и постоянный доступ к учебным материалам.

Кроме того, с 2015 года все учебные пособия в России должны иметь цифровой аналог, чтобы быть включенными в федеральный перечень рекомендуемой литературы.

Впрочем, внедрение электронных средств обучения оказало неоднозначное влияние на успеваемость учеников.

С 2013 года в школах начали использовать электронные интерактивные доски, которые объединяют функционал компьютера, проектора и сенсорного экрана: на этих досках учителя могут не только писать и рисовать, но и демонстрировать наглядные пособия.

Новые знания — новые дисциплины

Одним из самых значительных нововведений нулевых стало введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Этот экзамен был предложен как альтернатива традиционным выпускным экзаменам, существовавшим в Советском Союзе, и направлен на снижение неравенства среди выпускников и борьбу с коррупцией при поступлении в университеты.

Перед введением ЕГЭ абитуриенты сдавали внутренние экзамены в вузах, что создавало условия для несправедливой оценки и коррупции. ЕГЭ, напротив, предлагал стандартизированный подход к оценке знаний, обеспечивая более объективную и справедливую систему оценки.

Внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в образовательную систему России привело не только к уравниванию условий приема в вузы и проверке общих знаний, но и к изменениям в подходе к изучению предметов. Одним из последствий стала ориентация обучения на тестирование: в старших классах ученики сосредотачиваются на подготовке к ЕГЭ по выбранным предметам, что может снижать интерес и вовлеченность в другие дисциплины.

Одновременно с этим в школьные программы вводятся новые и необычные для российских школ дисциплины. За последние два десятилетия расписание классов обогатилось такими предметами, как китайский язык, медиаклассы (где дети изучают основы медиасферы и журналистики) и робототехника. Кроме традиционных иностранных языков, в школьные программы включились африканские языки, такие как амхарский и суахили, вернулись и тени прошлого — политинформация («Разговоры о важном») и военная подготовка.

Как будут учиться дети будущего?

Сегодня ответственность за образование детей все чаще переходит от школ к родителям, которые принимают активное участие в планировании учебного процесса и дотошно вникают в детали образования своих детей. В этом свете важно обучить детей учиться, что ставит перед образовательной системой новые вызовы.

Перспективы развития сферы образования тесно связаны с открытостью к новым технологиям и развитием государственно-частного партнерства. Традиционное образование сталкивается с проблемой устаревания учебных материалов и ограниченным доступом к новейшим ресурсам, однако онлайн-системы могут предложить решение за счет их гибкости и обновляемости.

Одной из крупных проблем современного образования является необходимость персонализации обучения. Несмотря на активные обсуждения, пока не достигнута полная реализация этой концепции. Современные технологии, такие как нейросети, способны генерировать качественный образовательный контент, однако пока не в состоянии создать учебные материалы, одинаково интересные и для гуманитариев, и для технарей.

Похожие записи