Свято-Введенский Островной монастырь
Дом туризма -> Россия
СОДЕРЖАНИЕ
- История
- Тут были – 1
- История возникновения и развития
- Фото (24)
- История
- Немного истории о Свято-Введенском Островном монастыре.
- Свято-Введенский Островной монастырь
- Культурно-историческая ценность и история Свято-Введенского монастыря близ Покрова
Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем « для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря ». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом.
Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пу́стыни к часовне совершался Крестный ход .
Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных .
С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу́стыни:
Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю.
Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность.
Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7 ). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб.
храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву.
В пу́стыни осталось 14 монахов.
На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.
После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений.
Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.
Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г.
жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.
В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.
На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.
После смерти старца Клеопы в 1778 г.
место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений.
Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.
История
Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.
В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.
Тут были – 1
© Свято-Введенский Островной монастырь
Проданный колокол вновь был передан в собственность монастыря, а вместо проданного деревянного храма отстроен новый основательный каменный храм при настоятеле Лаврентии. Отстроены церковь Николая Чудотворца и церковь Илии, а на Владимирском тракте — новая каменная часовня для сбора подаяний от неравнодушных людей. Были построены новые кельи и возведена ограда монастыря. Так, стараниями Лаврентия, преображалась святая обитель.
Одним из настоятелей обители, оставившим свой существенный след в истории обители, стал старец Клеопа. Старец и сам был к себе строг в части соблюдения монашеских устоев, и требовал того же от братьев. По установленному им общежитийному уставу от монахов требовался особо усиленный молитвенный подвиг. Старец Клеопа после 18 лет наставничества умер в день праздника сорока мучеников.
© Свято-Введенский Островной монастырь
В конце XIX века, при наставничестве Иосифа, перестраивается церковь Николая Чудотворца, построены здания келий и настоятельский корпус, заменено ограждение на новое и основательное из кирпича, а на берегу — построены и обустроены дома для паломников.
История возникновения и развития
В начале XX века монастырь процветал до тех пор, пока в Россию не нагрянула революция. И для монастыря не пришло ничего хорошего — в 1918 году его здания передали в собственность государства, а монастырь фактически прекратил свое существование. Здания монастыря передавались из года в год разным государственным организациям — дому для престарелых, детскому дому, женской колонии… А в 1940 году с Введенского храма даже были срублены купола, а в изуродованных зданиях открыли школу для девиц, отбывающих срок в колонии.
© Свято-Введенский Островной монастырь
Только через 73 года в 1991 году началось возраждение Свято-Введенской островной обители. До 1993 года здания острова постепенно были переданы святой обители. А в 1995 году Островная пустынь получила статус теперь уже женского монастыря и свою первую наставницу — игумению Февронию.
Прикоснуться к святыне – значит найти ее и почувствовать то, что выше земной действительности. Есть среди человеческих строений места особо значимые, где все обращено на невидимую сторону жизни больше, чем на видимую; это удивительно удовлетворяет дух и счастливит души людей, показывая нам свой смысл и свет. Монастыри и монашество неразрывны с историей человеческой жизни, как путь к подлинно духовной ее части, без коей она теряет себя и становится ничего не значащей. Это не зачеркивание земного бытия, но сущий его расцвет и плод. А самое главное – с верой христианин побеждает смерть и обручается светлой вечности. Свято-Введенская островная пустынь, что близ города Покрова Владимирской области, вошла в жизнь как светлый опыт духовно-нравственного созидания души, насажденный иноками – выходцами из Святой горы Афон. Из них самым знаменитым был ученик молдавского великого учителя Паисия Величковского – старец Клеопа, который погребен в этой обители. Это издание познакомит читателя с прошлым Пустыни в его отрадной стороне, а также и печальной, когда все было стерто, что насажено веками и неимоверным трудом. Время неумолимо, и жизнь, как небесный луч, ничем нельзя сдержать: трава пробивает асфальт, жизнь побеждает смерть. Ничто не предвещало возрождения островной Пустыни после погрома безбожного времени. Но она чудом вновь стала во весь свой внешний и внутренний рост. Как теперь она неузнаваема! Не столько новое и обновленное в ней удивляет первого паломника, сколько души ее насельниц и их духовной матери, горящие особым каким-то огнем – все творить высоко, красиво и на пользу. Чтобы окружающий мир, утопая в бесконечной суете, видел нечто необычное и стройное, познавал, что есть высота и глубина нашего бытия.Дорогие мои! Братья и сестры! В повседневной житейской суете мы часто не можем понять, что же хочет от нас Господь в данных нам обстоятельствах жизни. У нас нет времени и внимания, чтобы увидеть в своей жизни следы Промысла Божия. А между тем в Писании говорится: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19, 21). Мы же часто становимся дерзкими богоборцами, противниками Божиих определений о нас, забывая, что силой Духа, силой Божией человек может совершить много доброго. Дверь Божественной помощи и милосердия открыта всегда. Нам надо лишь открыть дверь окаменевшего, глухого человеческого сердца навстречу Богу. Совершая грехи, противясь многовековому церковному опыту, мы часто лишаем себя этого счастья. Мы должны любовно принимать все церковные установления, они учат доверять Богу и следовать Его святой воле даже тогда, когда она расходится с нашими желаниями. В Новом Завете говорится, что именно в монастырях особенно явственно слышны слова Иисуса Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Господь стучит в дверь человеческого сердца. Христос – Странник, который приходит к каждому. Он несет мужество, добро, свет, твердость, веру, надежду и прежде всего – Любовь. Никогда не забывайте об этом! Предстательством Царицы Небесной да хранит Вас Всещедрый Господь в здравии и благоденствии на многая и благая лета!
А в 1735 году был возведен каменный храм взамен деревянному. Храм имел пять глав (в 1891—1894 гг. был заменён новым — из красного кирпича — также пятиглавым), при нём была построена шатровая колокольня (не сохранилась) с колоколом и часами с боем. Рядом поставили зимнюю каменную церковь во имя Николая Чудотворца (в1876—1878 гг. перестроена и расширена), а на воротах пустыни выстроили надвратную деревянную церковку в честь пророка Илии. В XIX веке по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду.
Фото (24)
В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом, а с 1932 г. как женская подростковая и трудовая воспитательная колония. В 1993 году была образована иноческая женская община, монастырь отреставрировали и в 2001 году построили новую кирпичную звонницу взамен утраченной.
Монастыри для мирского человека во все времена были образцом духовной жизни, примером тому, что праведная жизнь возможна и существует. Иоанн Богослов назвал монастыри «островами Любви к Господу».
В буквальном смысле это сравнение относится к расположенной на лесном озерном острове Свято-Введенской островной пустыни. В 2008 г. обители исполнилось 300 лет. По преданию, островной монастырь на Вятском озере в начале XVIII в. основали монахи Сергий и Тимофей, которые подвизались прежде в Антониевой пустыни – монастырской слободе хорошо известного в XV–XVI вв. мужского Покровского Антониева монастыря.
Введенская островная пустынь располагается у западной окраины Владимирской области. Здесь в окружении сосновых лесов, скрытое от людских глаз, лежит живописное Вятское озеро. Поселившись на его острове, иноки Сергий и Тимофей прежде всего искали уединения и большого строительства не затевали, они поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошел слух, другие люди стали приходить на берег озера и просить принять их в число насельников.
Сергий и Тимофей не отвергали паломников, братия стала множиться, и тогда решили просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского преосвященного Стефана Яворского, в которой благословлялось монахам «…на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте… построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а верх на той церкви делать против прочих деревянных церквей, а не шатром, и алтарь круглый, а по левую сторону Царских дверей меж северных поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину».
Спустя год был построен первый монастырский храм. Постепенно за озером закрепилось новое название – Введенское. Сам же монастырь стали называть Введенской островской пустынью. Озеро и окрестные земли в то время принадлежали князьям Голицыным. С образованием Пустыни они безвозмездно передали озеро и остров в собственность монастыря. Вскоре после освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем Пустыни. По традиции игумены новообразованного монастыря назывались строителями.
Братия Пустыни тогда была очень немногочисленна (всего около 20 насельников), средств на ее существование постоянно не хватало. В те времена правительство Петра I проводило частичную секуляризацию, то есть обращало часть церковной собственности в светскую. Монастыри были обязаны отдавать долю своих доходов в казну.
В начале 1720-х гг., вероятно, при церковных реформах, появилось предписание бедные и малобратские монастыри приписывать к более богатым. И в 1722 г. Введенская пустынь была приписана к Иоанно-Богословской обители Московского уезда. К тому времени настоятель Введенской пустыни Сергий отошел к Господу, а вместо него из Москвы был прислан новый настоятель – монах Нектарий.
Он продал монастырский храм (который был оценен всего в 17 рублей!) вместе с утварью в соседнее село Покровское, а сам покинул остров. Обитель пришла в совершенное запустение. Оставшиеся на острове четырнадцать монахов терпели крайние лишения, но их дух оставался крепок, они неустанно молились о своей обители, и Господь внял их мольбам.
В 1729 г., после обращения монахов в Святейший Синод, Введенская пустынь вновь получила самостоятельность. К тому времени отношение к малым обителям изменилось. В датированном 10 марта 1729 г. постановлении Синода монахам Введенской пустыни было сказано: «Островецкой пустыни… братство… из приписки Богословской пустыни освободить… а церковь из села Покровского возвратить в ту Островецкую пустынь неотложно и… иеромонаху Александру быть в оной Островецкой пустыни строителем». Однако церковь так и осталась стоять в селе Покровском, а на острове пришлось возводить новый, уже каменный, храм.
Митрополит Сурожский Антоний так сказал о великом двунадесятом празднике: «Этот праздник говорит нам о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Пресвятая Дева вступает в те глубины молитвы, безмолвия, любви и чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых.
И неудивительно, что мы празднуем этот день, как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти в течение всей Ее жизни до момента, когда Она сможет произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и вместе с Духом Святым родить воплощенное Божие Слово. Этим праздником дается нам образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь – во Святое Святых». (конец) При новом игумене-строителе Лаврентии у монастыря появились богатые вкладчики, на месте прежней деревянной церкви возвели каменный пятиглавый храм с главным престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом построили каменную шатровую колокольню с большим колоколом, весившим 30 пудов (около 500 кг), и часами с боем.
В тихие дни колокольный звон отражался от водной глади озера, от этого он становился особенно благозвучен и был слышен даже в очень отдаленных от монастыря деревнях. Рядом с соборным храмом на острове построили небольшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца для служения в зимнее время. Еще одна маленькая деревянная церковь с двухъярусным иконостасом была построена на Святых воротах пустыни и освящена в честь пророка Илии. На Владимирской дороге возвели каменную часовню, за год она собирала около 700 рублей подаяния.
Во второй половине XVIII столетия благодаря стараниям Лаврентия Введенская пустынь превратилась из заброшенного бедного монастыря в благоустроенную обитель. Появились новые кельи для монахов, остров обнесли деревянной оградой, ее стоящие в воде сваи твердели год от года так, что впоследствии стали почти каменными. Со стороны озерных берегов островной земли не было видно, создавалось впечатление, что монастырская ограда и строения поднимаются из воды. Плашка (можно как подпись к фотографии с туманом): В 1768 г. академик П.С. Паллас во время своей экспедиции по России проезжал по Владимирскому тракту и посетил Введенский монастырь. Он оставил в своем дневнике следующую запись: «Недалеко от Покрова… протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете».
Действительно, окруженное лесами озеро, небольшой остров и возвышающиеся над ним главы церквей являли собой такой замечательный вид, что никто не мог остаться равнодушным. А в те дни, когда над озером поднимался туман, это впечатление еще более усиливалось.
После Лаврентия настоятелем Свято-Введенской пустыни стал иеромонах Клеопа. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре Афонской горы. Там Клеопа долгое время жил возле великого старца того времени, богослова и церковного писателя Паисия Величковского, архимандрита нескольких молдавских монастырей, основателя скита Святого Ильи на Афоне. Во Введенской обители старец Клеопа установил общежитийный устав Афонской горы, который требовал от братии усиленного молитвенного подвига.
Известно, что при нем Всенощное бдение длилось не менее семи часов, на протяжении которых настоятель иногда сам поучал братию наставлениями своих любимых святых – Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. Настоятель Клеопа, очевидно, стремился к тому, чтобы братия этой обители прониклась молитвенным настроением, мысли бы очищались от греховных помыслов, а сердца воспитывались в духе взаимной христианской любви, прощения и снисходительности. Чтобы эта небольшая монашеская община стала церковью Христовой по слову самого Спасителя и чтобы последние слова вечернего правила «Христос посреди нас» были не пустым звуком, а отражением действительности.
Пустынь постепенно обратилась в своего рода школу для иноков, искавших строгого воспитания. Отсюда ученики отца Клеопы распространяли общежитийный устав по другим епархиям России. Настоятельство старца Клеопы продолжалось 18 лет, он почил 9 марта 1778 г. и был погребен у южной стороны алтаря Введенского храма. Память о строителе Клеопе сохранялась во Введенской пустыни во все время ее существования. При перестройке церкви в 1891 г. могила старца оказалась внутри нового строения, в приделе во имя Иоанна Предтечи.
Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем « для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря ». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пу́стыни к часовне совершался Крестный ход .
История
Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных . С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу́стыни:
Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7 ). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу́стыни осталось 14 монахов.
Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем « для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря ». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пу́стыни к часовне совершался Крестный ход .
Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных . С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу́стыни:
Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7 ). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу́стыни осталось 14 монахов.
Немного истории о Свято-Введенском Островном монастыре.
Инок Сергий был настоятелем монастыря до 1713 года. После его смерти Московская церковь прислала монаха Нектария. Это был нелегкий период, Нектарий продал практически все церковное имущество. Кроме этого он продал Храм в село Покровское (теперь Покров) всего за 17 рублей, а колокольню за 11 рублей.
С приходом советской власти в 1918 году Свято-Введенский Островной монастырь был закрыт, имущество национализировали. Несмотря на это, до 1924 в бывших монастырских церквях проходило богослужение. Остальные здания были использованы под дом для престарелых, инвалидов и детский дом.
Свято-Введенский Островной монастырь
Стоит Свято-Введенский монастырь в очень необычном месте – на маленьком островке посредине Введенского (Вятского) озера, а к берегу от него идут тонкие мостики с резными деревянными перильцами. На тихих и спокойных плёсах распускаются белые кувшинки, а с берега к воде идут поэтичные спуски, покрытые травяным ковром.
Свято-Введенский монастырь относится к Подворью Владимирской и Суздальской епархии РПЦ. В наше время он известен, как женская островная пустошь, хотя изначально на острове посреди озера подвизались жить два монаха-отшельника Сергий и Тимофей. В конце XVII века они построили деревянную часовню, в которую приходили на поклон другие иноки и покоренные святостью мест оставались со старцами. В период с 1708 по 1918 года в обители жили исключительно мужчины.
Культурно-историческая ценность и история Свято-Введенского монастыря близ Покрова
Основная культурно-историческая ценность храмового комплекса состоит в том, что поставлен он был на земле князей Голицыных, а разрешение на постройку монахи получили от царя Петра Великого. Первым священнослужителем и настоятелем Введенского храма был его основатель – старец Сергий.
В 1918г. с приходом к власти большевиков Свято-Введенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924г. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом. В 1932г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, а в 1940г. началась перестройка обители. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинозал.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем « для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря ». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пу́стыни к часовне совершался Крестный ход .
Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных . С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу́стыни:
Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7 ). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу́стыни осталось 14 монахов.