Мир 

Пилоты объясняют почему не стоит опасаться турбулентности

Дом туризма -> Вопрос Ответ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Существует несколько причин возникновения турбулентности в воздухе.
  2. Крепче, чем кажется
  3. Прочность самолетов
  4.  
  5. Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?
  6. Турбулентность: что это такое?
  7. Как и почему образовываются зоны турбулентности?

Многим пассажирам в такой момент кажется, что в механизме самолета возникли какие-то неполадки, а пилоты не справляются с управлением. Уверяем вас, что еще на стадии проектирования самолетов учитываются все трудности, которые могут произойти во время полета, даже, например, летящая стая птиц, разряд молнии, экстремальные перепады температуры воздуха, сильные порывы ветра и, конечно, перелет через зоны турбулентности. Поэтому конструкция самолета позволяет легко справится с подобными трудностями.

Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и самолет не упадет.

Существует несколько причин возникновения турбулентности в воздухе.

Существует только один вид турбулентности, который нельзя предугадать.  При полетах свыше 5 — 6 км встречается турбулентность и при ясном небе.

Опасность ее состоит в неожиданном попадании самолета в такую зону, появляющуюся буквально из ниоткуда и практически незаметную на радаре. Это не дает возможности заранее предупредить пассажиров, чтоб те вернулись в свои кресла и пристегнули ремни безопасности.  Единственное, что должно пугать пассажира в такой момент, так это получение травм, которые они могут получить, если будут не пристегнуты и во время тряски ударяться обо что-нибудь, или с верхней полки упадет плохо закрепленный багаж.
«Бояться турбулентности абсолютно не стоит, современные самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать самую сильную турбулентность.

Кроме того, конструкцией предусмотрены специальные закрылки, повышающие устойчивость к атмосферной турбулентности», – говорит Кит Тонкин, бывший летчик и директор консалтинговой группы авиационных проектов.
Случаи сильных трясок во время выполнения коммерческих рейсов нередки. В середине апреля 14 человек получили повреждения во время рейса Мельбурн — Гонконг авиакомпании Qantas, в конце февраля два человека были госпитализированы после попадания лайнера American Airlines, следовавшего из Сан-Диего в Чикаго, в воздушную яму, а тремя месяцами ранее в результате подобного инцидента несколько пассажиров самолета China Eastern Airlines получили переломы и травмы спины и головы.

Воздушные ямы — явление достаточно обыденное.

Редко какой полет проходит без попадания самолета в зону турбулентности, однако чаще пассажиры сталкиваются с небольшой и непродолжительной тряской. Ямы образуются в местах нисходящих и восходящих потоков — горячий воздух, поднимаясь от земли, образует своеобразные трубы, вокруг которых формируется кольцевой слой остывшего воздуха, опускающегося вниз.

Как рассказали «Ленте.ру» эксперты, зачастую появление воздушной ямы предсказать невозможно.

Разумеется, турбулентность можно определить по местам скопления облаков или туч, однако иногда она может возникнуть и в тех местах, где нет никаких визуальных признаков.

Пилот и авиационный психолог Алексей Герваш отмечает , что при попадании самолета в воздушную яму борт как бы проваливается, или его, наоборот, подбрасывает.

Чаще всего движение самолета в пространстве измеряется несколькими сантиметрами, однако так как вестибулярный аппарат человека не приспособлен к полетам, он не может корректно реагировать на эти изменения. Кроме того, ямы сильно ощущаются из-за высокой скорости лайнеров.

Ксения Легойда боялась летать на протяжении 13 лет. Этот страх, по ее признанию, также возник практически «из ничего». «Я стала летать раз в несколько месяцев со слезами и коньяком, — рассказывает женщина. — Во время полета при малейшей тряске мне казалось, что что-то не так с двигателем, я хватала людей за руки и кричала, что мы сейчас упадем».

Если говорить о технической стороне, то вероятность разрушения современного лайнера в зоне турбулентности близка к нулевой. Какой бы жуткой ни казалась воздушная «болтанка», она не в силах навредить конструкции самолета, в которую заложен колоссальный запас прочности.

По словам эксперта, максимальные нагрузки на силовой каркас самолет испытывает не столько при турбулентности, сколько при посадке. Однако даже жесткая ударная посадка при сильном боковом ветре не разрушит планер. Максимум — она может привести к трещинам, но это случается крайне редко.

После не самых удачных приземлений самолет подвергают тщательному внеплановому осмотру, в том числе с чуткими вихретоковыми дефектоскопами, способными выявить даже микроповреждения.

Крепче, чем кажется

© Ruptly Выбор Иванки Трамп – как работает российское мобильное приложение для аэрофобов Главная проблема страха перелетов заключается в том, что он нерационален: на земле аэрофоб может соглашаться со всеми доводами, но на борту здравый смысл мгновенно улетучивается.

«У аэрофобов своя логика, — говорит Ольга. — На слова «Ты столько раз летала, и ничего не произошло», я всегда отвечала, что, значит, теперь вероятность попасть в авиакатастрофу в следующий раз гораздо выше».

Страх перед полетами возникает в основном у людей в возрасте от 23 до 30 лет. Чаще он встречается у женщин. По словам психолога и пилота, основателя компании «Летаем без страха» Алексея Герваша, «от аэрофобии страдают от 25 до 30 процентов мирового населения». Этот страх свойственен перфекционистам, людям с паническим расстройством, дефицитом доверия, мнительностью, гиперконтролем и заниженной самооценкой. Основные симптомы аэрофобии — раздражительность за несколько дней до поездки, навязчивые мысли о катастрофах, употребление алкоголя в попытке избавиться от страха, анализ шума двигателей и выражений лиц бортпроводников, а также панические атаки во время перелета. Один из самых распространенных ужасов аэрофоба — оказаться на высоте девять тысяч метров в тот момент, когда самолет начинает разваливаться в воздухе.
В действительности самолеты созданы таким образом, чтобы выдерживать невероятные объемы нагрузки. Конструкция самолета имеет огромный запас прочности, который не будет превышен даже при крайне сильной турбулентности. Например, чтобы согнуть крыло самолета хотя бы немного, потребуется столько турбулентности, сколько не испытывает ни один пилот за всю свою карьеру. Крылья спроектированы таким образом, чтобы они могли выдержать в полтора раза больше нагрузки, чем та, которую они испытывают при обычном полете. Это значит, что в ходе тестирования самолета крылья сгибаются вплоть до девяноста градусов, так как в процессе полета вполне естественно, что они будут сгибаться под действием определенных сил, и более жесткое крыло могло бы сломаться в полете. На самом деле, даже небоскребы создаются подобным образом – они могут немного покачиваться, иначе они бы очень легко могли «сломаться».

Прочность самолетов

Если говорить простым языком, то турбулентность – это определенные волнения в воздухе, которые не слишком сильно отличаются от волн и потоков воды. Если на пути у волны нет никаких препятствий, она будет катиться спокойно, но если она накатится, например, на дамбу, то она разобьется, и вы сможете увидеть беспокойство воды. Таким же образом движется воздух, и когда он наталкивается на конструкции, сделанные человеческими руками, и природные структуры, в потоке воздуха начинаются волнения и колебания, из-за чего воздух со всех сторон этого объекта становится турбулентным. Так что если вы будете взлетать или садиться в аэропорту, расположенном недалеко от гор или в холмистой местности, велика вероятность того, что сразу после взлета или прямо перед посадкой вы испытаете воздействие турбулентности.

Турбулентность на большей высоте чаще всего вызывается погодными условиями, в ходе которых создаются перепады давления, являющиеся еще одной причиной возникновения.

Зачастую для объяснения пассажирам сложившейся ситуации используется термин «воздушный карман», однако это все же не карманы воздуха, – на самом деле самолет движется в направлении турбулентного воздуха, а это направление может быть самым различным: и вверх, и вниз, и из стороны в сторону. Иногда это может вызывать резкую потерю высоты, что вы можете почувствовать, когда вас слегка приподнимает с сидения. Когда вы находитесь в кабине самолета, ощущения от этих движений усиливаются, и вам может показаться, что самолет сдвинулся гораздо сильнее, чем произошло на самом деле. Турбулентность чаще всего описывается качественными терминами – «легкая», «умеренная», «сильная» и «крайняя». В крайних погодных условиях и при определенном развитии событий попадание в турбулентность может привести к происшествиям, но стоит отметить, что подобные условия вместе сочетаются крайне редко. Существует распространенный метод, который используется для анализа происшествий с участием самолета – «модель швейцарского сыра».

 

Отвечает специалист по турбулентности Ларри Корнман (Университетская корпорация по атмосферным исследованиям США). Турбулентность нельзя предугадать. Ведь пилот не знает, как изменится ситуация через несколько минут и даже секунд. Причины турбулентности могут быть различными: быстрые реактивные потоки воздуха, грозы (как вблизи, так и на приличном расстоянии от самолета) или ветер, дующий с гор. По своей величине турбулентные вихри варьируются от размера одного самолета до пяти. Но так как пилоты не видят воздух — а грозы даже на расстоянии в 100 миль могут вызывать турбулентность, — они практически не могут быстро спрогнозировать ее возникновение.

Отвечает капитан Чесли «Салли» Салленберг, успешно совершивший аварийную посадку на реке Гудзон в 2009 году. Хороший пилот начинает подготовку к встрече с турбулентностью, едва проснувшись. С самого раннего утра он проверяет прогноз погоды, а по пути в аэропорт начинает «сканировать» небо на предмет облаков. Если облако имеет форму летающей тарелки, значит, ветер дует с гор; когда облака пышные и мягкие, скорее всего, где-то гроза. Оказавшись за штурвалом самолета, пилот внимательно слушает переговоры других экипажей, чтобы узнать, на каких высотах сегодня можно лететь, не опасаясь турбулентности. При попадании в зону турбулентности у пилота есть две опции: либо снизиться, либо, наоборот, набрать высоту в поисках «чистого» неба. Чтобы тряска ощущалась не так сильно, можно также снизить скорость. На самом деле пассажирам только кажется, что самолет «болтает» из стороны в сторону. В действительности это ощущение возникает, когда из-за ветра увеличивается и уменьшается скорость самолета — изменения высоты при этом очень незначительны. Шансы, что пассажир пострадает от турбулентности, существуют, но они минимальны. Как показывает практика, почти всегда травмы получают те, кто не пристегнул ремень. Избавиться от боязни турбулентности можно в машине. В следующий раз, когда вы будете за рулем, попробуйте обращать внимание на каждый ухаб, яму и толчок, которая встречается на дороге. А потом представьте, что то же самое происходит и в небе: «дорога» редко бывает идеально ровной, но все равно на ней намного меньше препятствий, чем на асфальте.  Но на  самом деле она редко таит настоящую опасность. Ни  при каких обстоятельствах самолет невозможно перевернуть вверх дном, бросить в штопор или еще как-то тряхнуть в небе при помощи порыва ветра любой мощности или из-за воздушной ямы. Да, условия те еще, но самолет не упадет. Турбулентность причиняет огромные неудобства всем, включая экипаж, однако она — это нормальное явление. С точки зрения пилота, это скорее вопрос удобства, а не безопасности.

Когда рейс меняет высоту в поисках лучших условий, это, по  большому счету, делается из  соображений комфортности. Экипаж не  беспокоится о  том, что у  самолета отвалятся крылья, он старается сделать так, чтобы пассажиры чувствовали себя уютно и ничей кофе не разлился.

Самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать значительные нагрузки, и  они должны соответствовать особым критериям как по положительной, так и по отрицательной перегрузкам. Турбулентность, способная вырвать двигатель или погнуть лонжерон крыла, вряд ли встретится даже самому активному путешественнику (или пилоту) за всю его жизнь.

Во время турбулентности высота, крен и тангаж изменяются лишь незначительно  — на  высотомере будет заметно легкое подергивание. В  конструкцию любого авиалайнера заложено свойство, которое пилоты называют положительной устойчивостью. Если самолет сместится со своей позиции в пространстве, он благодаря этому свойству сам на нее вернется.
Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.

Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.
— Это парадоксальная история, потому что самолет является самым безопасным транспортным средством. Чтобы мы понимали, о чем говорим: за 2017 год в мировой авиации на обычных коммерческих рейсах не было ни одного погибшего. При этом пассажирский поток составлял порядка 3,5 миллиарда человек. Из 3,5 миллиардов — половины населения Земли — за год никто не погиб. По любой другой причине умирали десятки тысяч людей, но не в самолетах. Это показывает, насколько парадоксальны эти страхи. Откуда они берутся? Изначально эти страхи никак не связаны с самолетами, рисками или их отсутствием.

Турбулентность: что это такое?

Понятное дело, турбулентность может быть разной. Обычную «болтанку» вызывают определенные виды облаков, через которые пролетает воздушное транспортное средство. Такой вид турбулентности нестрашен самолету, так как по проекту воздушный транспорт должен выдерживать перегрузки, которые возникают при таких обстоятельствах.

Опасна ли турбулентность для самолета, образовавшаяся в таких облаках? Конечно, опасна. Но ни один пилот не направит воздушный транспорт в такое страшное место. Обнаружить грозовые облака достаточно просто, ведь они четко отображаются на специальном приборе в экипажной кабине. Увидев впереди такую опасность, пилоты воздушного транспортного средства просто облетают ее.

Как и почему образовываются зоны турбулентности?

По краям грозовых облаков также могут образоваться завихрения, которые невозможно увидеть на приборах. Для получения дополнительной информации перед вылетом самолета, все пилоты проходят инструктаж, на котором они получают информацию о погодных условиях. Получив дополнительные данные, экипаж может намного проще выбрать более безопасный маршрут для перелета.

Турбулентность самолета может возникнуть из-за течения воздуха, которое называется струйным. Под такими течениями принято считать воздушные массы, резко меняющие свою скорость как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Их протяженность достигает несколько тысяч километров, но опасности для воздушного транспортного средства они не несут.

Это далеко от истины — в зависимости от страны, континента и части света, грозы, бури и штормы имеют разные характеристики, поэтому и подход пилотов отличается. Пилоты всегда представляют себе погоду на пути маршрута (по крайней мере, информированы о ней), хорошо тренированы и знают все особенности той местности, над которой пролетают. Плюс на земле всегда есть диспетчеры, готовые подсказать.

Миф: сильный ветер может «утащить вниз» самолет Когда самолет попадает в т.н. «воздушную яму» и «проваливается» вниз несколько десятков или даже сотен метров, это часто становится достоянием общественности и порождает миф о том, что самолет — беспомощная игрушка в руках стихий. Однако такие «провалы» обусловлены резким изменением скорости ветра и его направлением и, хотя кажется, будто вы на «американских горках» и камнем летите вниз, уместнее говорить о сильном волнении в океане, которое само по себе судну не страшно. Воздушная его версия не страшна и воздушному судну.

Болтанка — одна из самых частых страшилок, которая успела обрасти множеством мифов. Однако на самом деле она абсолютно не опасна для самолета, создатели которого заложили в конструкцию куда более сильные перегрузки. Так что это скорее вопрос удобства и комфорта пассажиров, а вовсе не их безопасности.

Существует несколько типов болтанок — одна, которая идет в «комплекте» с плохой погодой и легко предсказывается и вторая, которая иногда наблюдается даже при очень хорошей погоде и предсказать появление которой невозможно. К счастью, по «воздушным трассам» постоянно летает множество самолетов и они обмениваются с диспетчерами информацией о том, что происходит, а те могут известить остальные экипажи. Поэтому даже такая «болтанка без причины» может быть предсказана и хороший капитан воздушного судна предупредит о возможности ее появления пассажиров.

Похожие записи