Мир 

Бесполезные школьные задания, которые всем нам иногда давали

Иногда учебные задания, предлагаемые преподавателями, могут показаться не имеющими практического смысла. Их выполнение никак не связано с целями обучения, а преподаватели не всегда раскрывают свой замысел.

Например, одной моей знакомой на курсе русской литературы XIX века было предложено вручную переписать книгу М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Ф. М. Достоевского» — толстую, целых 500 страниц! Условием допуска к экзамену была предъявленная в конце семестра расшифровка этой работы, причем не важно было, ходишь ты на лекции и семинары или нет. Несмотря на то, что монография Бахтина представляет большую ценность для изучения творчества Достоевского и заслуживает внимания будущих специалистов в области филологии, подобное задание ограничивало студентов в самостоятельном изучении произведений писателя; для многих это упражнение оказалось примером неэффективного использования времени на учебе.

Конспекты по нелепым правилам

Часто преподаватели, требуют от студентов ведения рукописных лекций, которые затем тщательно проверяются. Студенты, владеющие навыками слепой печати и стенографии, привыкшие к собственной системе записей, могут столкнуться с необходимостью адаптировать свои записи к требованиям преподавателя.

Например, очень часто в младших классах педагоги требуют от учеников подробно конспектировать материал учебника, который просто зачитывается вслух — это приводит к тому, что ученики переписывают текст учебника почти дословно. Несмотря на возраст и отсутствие возможности содержательно возразить, подобный подход сильно раздражает учащихся.

В старших классах на уроках ученики также часто ведут подобные конспекты под диктовку учителя, чтобы затем на следующем занятии отвечать, опираясь на свои записи. Парадоксально, но если ответ дается слово в слово, оценка снижается, да и отсутствие конспекта влечет за собой неудовлетворительную оценку.

Творчество по принуждению

На уроках, где отсутствует устоявшаяся и освещенная десятилетиями практики модель работы, могут давать совсем уже необычные задания. Например, на уроках краеведения или обществознания могут дать задание создать коллаж, в альбоме по рисованию вклеить вырезки из газет на определенную тему и оформить это креативно.

Суть задания в том, что нужно иметь под рукой газеты, что подразумевает их покупку или подписку на них.

Другие педагоги могут дать домашнее задание перерисовывать иллюстрации из учебника, а потом выставлять оценки, отталкиваясь от качества выполненных рисунков.

Участие в открытых уроках

Учителям часто нужно истории нужно проводить открытый урок для начальства. Темы берутся самые произвольные, ведь стоит задача показать товар, то есть себя, лицом.

Один знакомый рассказывал, что у них во время такого урока была тема «Египетские пирамиды». Чтобы произвести впечатление на комиссию, класс был вынужден писать сочинение и рассказать его так, будто все мы ездили летом в Египет и видели их своими глазами.

Эссе, рецензии и доклады на абсурдные темы

Задания, кажущиеся на первый взгляд бесполезными, на самом деле могут быть подчинены важной цели: они способствуют развитию критического мышления, творчества и способности анализировать необычные концепции. Эти задачи предназначены для того, чтобы студенты учились рассматривать идеи под разными углами, стимулируя абстрактное мышление.

Однако, с другой стороны, такие задания могут стать источником стресса, особенно с учетом дефицита знаний о написании эссе и рецензий, характерных для российской системы образования. Студентам частенько приходится переписывать работы несколько раз из-за расхождения в восприятии задачи между ними и преподавателями. Это может привести к дополнительным трудностям, особенно если делать поправку на дефицит профессиональной этики у некоторых преподавателей. В итоге порой приходится писать работы «на отвали», отвечающие минимальным требованиям, лишь затем, чтобы пройти курс и получить допуск к экзаменам по специальности.

Гербарии и сбор другого мусора

В школе все мы должны были сдавать гербарии, собирая различные растения и листья. Многие воспринимали это как бесполезное упражнение, летом об этом задании забывали, а в последние дни приходилось подпрыгивать и собирать. Хуже, когда задача ставилась не «к сентябрю», а на ноябрь или декабрь: попробуй отыщи сохранные листочки! Работа включала долгие прогулки по паркам и дворам в поисках нужных растений и чего-нибудь особенного для коллекции, иногда приходилось копаться в замерзшей земле, чтобы найти злосчастные желуди.

До сих пор в книгах из семейных библиотек можно по воле случая встретить забытый листочек, предназначенный для гербария — высушенный и положенный между страницами для выпрямления.

Хотя по прошествии лет это даже мило и ностальгично.

Зубрежка

Процесс механического запоминания информации, без понимания и анализа, в современном образовательном контексте неэффективен и почти бесполезен. Основная проблема таких заданий заключается в том, что они не способствуют развитию критического мышления и аналитических навыков. Когда ученики занимаются простым заучиванием фактов, они не учатся применять полученные знания на практике или видеть более глубокие связи между различными концепциями. Это снижает мотивацию учащихся. Задания, требующие только запоминания, часто воспринимаются как скучные и монотонные, что может привести к потере интереса к предмету, вызывая чувство фрустрации и апатии.

Кроме того, информация, заученная наизусть, часто быстро забывается после тестов или экзаменов, что означает, что стратегическая польза от такого обучения минимальна. Вместо формирования устойчивых знаний и навыков зазубривание приводит к краткосрочному, уж простите, вдалбливанию: потом материал выветрится, а в голове останется звенящая пустота.

А какие бесполезные задачи во время учебы или работы вспомните вы?

Похожие записи