Мир 

Почему современные школьники все хуже говорят на русском языке

В современном образовании русский язык, казалось бы, стоит на страже нашей культуры грамотности! Однако подходы к его изучению в школах часто приводят к тому, что дети теряют интерес к языку, его живость, причем это отражается во всем: от подхода к обучению до восприятия литературы и публицистических текстов. Эксперты разбирают эту проблему подробно и рассказывают, можно ли спасти русский язык.

Проблема учебников

В школах русский язык преподаётся в основном через учебные пособия, написанные «специальным» языком. Эти тексты дети воспринимают как непреложную истину, не подлежащую обсуждению. Живые тексты, например, новостные статьи, редко становятся предметом школьного анализа, за исключением специально отобранной публицистики для подготовки к ЕГЭ.

Большинство учебников по русскому языку фокусируются на изучении грамматики и орфографии через классические тексты. Такие упражнения, хотя и необходимы для развития грамотности, не способствуют развитию критического мышления и творческих навыков. Даже художественная литература в школах часто рассматривается сквозь призму учебника — это ограничивает способность школьников видеть в ней что-то большее, чем учебный материал.

Проблема достигает своего апогея в старших классах, особенно при подготовке к ЕГЭ: здесь учащиеся сталкиваются с отрывками текстов, наполненными «морализаторством» и «старческим брюзжанием», и это приводит к тому, что их сочинения становятся занудными и бессмысленными, лишёнными живости и индивидуальности.

Русский в школе и на улице — два разных языка

Современные дети сталкиваются с ситуацией, когда им приходится разговаривать на «разных русских языках». С одной стороны, в школе им нужно учиться выражаться в официально-деловом стиле, часто «приправленном» канцеляритом, а в быту и среди сверстников преобладает совсем другой, более свободный и эмоциональный язык. На уроках ребенок встречается с требованием использовать особый, «взрослый» язык, который состоит из канцелярщины и официально-делового стиля. Складывается ситуация, когда ребенку навязывают представление, что такой стиль общения — единственный, который приемлем во «взрослом» мире.

Проблема заключается в том, что дети, воспитанные при таких правилах, становятся людьми, неспособными адекватно выражать свои эмоции и вести конструктивный диалог. Их речь ограничивается штампами, а в сложных эмоциональных ситуациях они прибегают к… мату, так как не обладают достаточным словарным запасом и гибкостью речи.

Эксперты называют несколько приемов, при помощи которых можно изменить систему образование и повысить интерес детей к их родному языку.

Развитие письменной речи

Важность письменной речи заключается в том, чтобы показать детям, что язык — мощный инструмент для решения различных задач в обществе. Это не только расширяет границы мысли, но и обучает адекватным способам общения, выходящим за рамки ограниченного набора учебной, бытовой и официальной лексики.

Долой рамки!

Преподавание русского языка может быть более эффективным, если отходить от строгих рамок учебников. Учителя могут приносить на уроки разнообразные тексты, например, исторические документы, научные статьи, мемуары, современные СМИ, позволять ученикам самим выбирать темы для сочинений. Методика способствует развитию критического мышления и творческого подхода к языку.

Игра с формами и стилями

Интересный метод обучения — работа со стилизациями. Изучая классические произведения, например, «Илиаду» или «Дубровского», ученики могут писать сочинения, имитируя стиль эпохи. Такой способ развивает понимание литературных форм и погружает учащихся в историю и культуру разных стран и народов.

Ученики часто предпочитают использовать в своих текстах уже знакомые им вселенные, например, мир «Гарри Поттера», «Ведьмака» или «Властелина колец». Это помогает им чувствовать себя увереннее при первых попытках создания творческого письма. Такой подход позволяет им учиться выражать себя в рамках уже знакомого контекста, развивая при этом навыки описания и построения диалогов.

Разрешение конфликтов через письмо

Особенно важно обучать детей использованию языка для разрешения конфликтных ситуаций. Умение спокойно и взвешенно излагать свои мысли и чувства на бумаге помогает развивать навыки самоконтроля и понимания, способствует развитию языковых навыков и становится важным инструментом для общения во взрослой жизни.

Чтение и анализ литературы

Важно научить детей понимать, что литературные герои и сюжеты — не только развлечение: читая книги, можно изучать человеческое поведение, анализировать их характер и мотивации, а позже полученные знания смело можно применять в жизни.

Обсуждение поступков Эдмона Дантеса, Татьяны Лариной, Родиона Раскольникова или Герасима стимулирует у детей размышления о человеческой природе и моральном выборе, литературные произведения позволяют подросткам увидеть отражение своих собственных жизненных путей. Понимание того, что жизнь — это серия выборов, ошибок и успехов, помогает молодым людям формировать свое мировоззрение и личностное развитие.

Развитие критического мышления

Изучение литературы способствует развитию критического мышления, позволяя подросткам увидеть различия между вымыслом и реальностью. Кроме того, дети учатся распознавать авторские приемы и их воздействие на читателя, что послужит важной защитой от манипуляций и лжи.

Борьба с литературными стереотипами

Современные школьники часто воспринимают литературу как что-то однозначное: классическую литературу считают «полезной, но невкусной», а массовую — «вкусной, но вредной». Задача преподавателя — показать, что между этими крайностями существует множество разнообразных и интересных произведений!

Преподаватели должны активно работать над расширением вкусов учеников, показывая, что литература не ограничивается только классикой или популярными произведениями. Как и в случае с пищевыми привычками, необходимо постепенно вводить разнообразные «вкусы», чтобы не вызвать отторжение.

Умение читать и понимать литературу — важная часть образовательного процесса. Правильный подход к обучению поможет детям развивать не только языковые навыки, но и способности к критическому анализу, самоанализу и пониманию сложностей человеческой природы. Это позволит детям стать грамотными, мыслящими, чувствительными и осознанными людьми — и сохранить наш великий и могучий!

Похожие записи