Как обучались дети Николая II: ОТМА и цесаревич Алексей
Четыре дочери и сын Николая II, последнего российского монарха, не посещали ни школ, ни лицеев, ни университетов, однако они все же получили высококачественное образование. В царской семье внимание к обучению и воспитанию детей было приоритетом, для их образования использовались лучшие учебные материалы и приглашались учителя с исключительными навыками. Дети готовились к блестящему и ответственному будущему, ведь они были наследниками императора одной из самых больших стран мира. Эксперты подробно рассказывают о том, как обучались дети Николая II.
Жизнь и воспитание монарших детей
В семье Николая II воспитывалось пятеро детей: великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия (дочери часто использовали аббревиатуру ОТМА, сформированную из первых букв их имен) и наследник престола, цесаревич Алексей. Николай и Александра Федоровна, отдавая приоритет семейным ценностям, стремились обеспечить своим детям всестороннее образование и достойное воспитание.
Александра Федоровна приняла нестандартное для дворянской среды решение и взяла на себя активную роль в воспитании детей. В аристократических семьях воспитанием детей обычно занимались гувернеры и гувернантки, но императрица предпочла сама следить за развитием и обучением своих чад. Императрица Романова воспитывала своих дочерей, следуя принципам «викторианского» стиля — так ее саму пестовали в детстве и юности. Великие княжны не участвовали в светских мероприятиях, обучались дома и вели сдержанный образ жизни. Александра Федоровна особое значение придавала религиозному и моральному воспитанию, была убеждена, что аристократическое общество и даже общение с подругами могут оказать негативное влияние на характер и привычки её дочерей. Гувернантки, назначенные для воспитания девочек, не задерживались в семье надолго: Александра Федоровна внимательно следила за их работой и при малейших сомнениях в компетенции служанок принимала решение об их замене. Александра Федоровна так же сама брала на себя обучение дочерей наукам, особенно она акцентировала внимание на их математическом образовании. Так продолжалось до тех пор, когда девочек не начали учить профессиональные преподаватели.
Кем были учителя ОТМА и Алексея?
Кадровый состав преподавателей для детей Николая II отбирали очень тщательно, чтобы обеспечить высочайшее качество образования. Основной фигурой в этом процессе стал Петр Васильевич Петров, статский советник и профессор, который взял на себя обучение русскому языку, организацию учебного процесса, закупку литературы и разработку учебных пространств (как бы мы это сейчас назвали) для детей.
С 1905 года роль преподавателя французского языка выполнял Пьер Жильяр. Изначально он занимался обучением Ольги и Татьяны, а позже расширил свои обязанности, став наставником для всех детей. Особое внимание Жильяр уделял цесаревичу Алексею как будущему императору. Из воспоминаний Жильяра удалось узнать, что каждый учитель должен был пройти уникальный вид проверки: Александра Федоровна присутствовала на первом уроке, внимательно наблюдая и оценивая педагога. Если урок и сам учитель пришелся императрице по душе, преподаватель получал возможность регулярно заниматься с детьми. С ноября 1908 года в команду преподавателей вошёл Сидней Гиббс, англичанин, который стал постоянным учителем английского языка.
До 1910 года преподавателем немецкого языка была гофлектрисса Екатерина Адольфовна Шнейдер: ранее она обучала саму Александру Федоровну русскому языку и с течением времени стала близкой подругой императрицы. После 1910 года преподаванием немецкого языка занялся Эрик Карлович Клейненберг, профессор немецкой филологии.
В области религиозного образования до 1910 года занятия по Закону Божию вел протоиерей Александр Петрович Рождественский, после чего его сменил протоиерей Александр Петрович Васильев.
Арифметические занятия первоначально проводил Михаил Васильевич Соболев, а с 1910 года его место занял Эраст Платонович Цытович, который исполнял обязанности директора Царскосельского лицея императора Николая II.
Расписание детей
Распорядок учебного дня царских детей был насыщенным и строгим: занятия начинались с утра и продолжались до вечера, с перерывами на питание и отдых. Урок можно было отменить, если у детей были важные мероприятия, в стране проводились церковные праздники или когда ученики заболевали. Каждый урок длился 55-60 минут с 10-минутными перерывами.
Программы обучения были индивидуально адаптированы к каждому ребенку, учитывая их уникальные способности и интересы. Княжны занимались парами: Ольга с Татьяной, Мария с Анастасией, а цесаревич Алексей обучался отдельно.
Царские дети изучали большой список предметов, схожий с тем, что преподавался в гимназиях, хотя и с некоторыми отличиями. В их расписание входили русский язык, Закон Божий, немецкий, французский и английский языки, арифметика, история, география, рисование, физика, танцы и музыка. Геометрии, черчения и латыни у Алексея и ОТМА не было. Императорские потомки активно изучали английский язык: это объяснялось тем, что на нем говорили почти все в семье, особенно Николай II и Александра Федоровна. Обучение шло круглый год с перерывами лишь на пасхальные и летние каникулы: даже в летний период учеба не останавливалась, а некоторые учителя сопровождали детей даже в их путешествиях.
Характер и интересы детей Николая
Что касается личностей ОТМА и Алексея, все дети были уникальными и выделялись своими индивидуальными чертами. При этом и семейные сходства были тоже!
Дети развивались во многих направлениях помимо общеобразовательных предметов, много читали и часто получали задания по внеклассной литературе. В их личных библиотеках числилось от 3.5 до 4 тысяч книг, включая редкие издания на различных языках.
Великие княжны проявляли большой интерес к рисованию, как в рамках учебных занятий, так и вне их — девочки постоянно совершенствовали своё мастерство в различных художественных стилях. Особенно им нравилась акварель, они часто изображали пейзажи и цветочные натюрморты.
Физическое воспитание тоже играло важную роль: девочки с удовольствием участвовали в активных играх, плавали и занимались верховой ездой. Отношения детей с их учителями были дружественными и тёплыми: во время разлуки они поддерживали связь через переписку, отправляя учителям открытки, которые делали своими руками.