Тричи это город священных храмов в Индии
Дом туризма -> Индия
СОДЕРЖАНИЕ
- Peace! Love! Shawarma!
Индия – обитель Богов
Наши паломнические программы обязательно включают в себя посещение особых «мест силы» в Индии. Каждое из таких мест на «Святой земле» указывает на проявление сильных трансформирующих энергий того или иного образа Бога.
Священные энергии воплощает «тримурти» («триада», «троица») – символ синтеза трех наиболее важных божеств в Индии (управителей трех природных гун). Это Брахма, Вишну и Шива.
Они воплощают принципы творения, сохранения и разрушения жизни. Вишну – поддерживает жизнь, рост и развитие живых существ.
Шива – возвращает мир к истоку, заботится об окончании процесса. Брахма — изначальный космический принцип творения – уравновешивающее начало между ними.
В Индуизме существует также такое понятие как «Аватара» — это перевоплощение, «проявление» того или иного Божества на земле. В христианстве Бог буквально воплощается «во плоти», тогда как аватары Бога в индуизме являются вечными формами или проявлениями Бога, которые нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу.
Аватары Вишну – это Кришна , Рама , Будда .
Каждый бог имеет свою космическую деву, богиню, супругу – Шакти . Это воплощение женской созидательной творящей силы (энергии) того или иного мужского божества.
Шакти находится в непрерывном слиянии и едином союзе с мужским началом – богом. Вместе с ним они представляют два неразделимых аспекта одной реальности.
Шакти – это природа-мать, женское начало, которое проводит принципы в жизнь, олицетворяя также внутреннюю энергию человека.
Гуру Нанак , Махавира и Иисус Христос – святые, пророки и гуру, основоположники религиозных направлений – сикхизма, джайнизма (современник Будды) и христианства.
«Места силы», связанные с энергиями святых и Божеств
Будда – Лумбини, Бодхгайя, Раджгир, Наланда, Сарнатх, Капилавасту, Сарасвати, Вайшали, Каушамби, Кушинагар, Ладакх, Дхарамсала, Кайлас.
Брахма – Пушкар.
Вишну – Тирупати, Харидвар, Шрирангапатнам, Аллахабад, Гуруваюр, Тривандрум, Муктинатх.
Рама – Айодхья, Рамешварам, Читракут, Панчавати.
Кришна – Матхура, Вриндаван, Пури, Натхдавара, Удупи, Майапур, Курукшетра, Пандхарпур.
Шива – Кайлас-Манасаровар, Варанаси, Чидамбарам, Аруначал Парват, Пашупатинатх, Амарнатх.
Шакти – Гирнар, Канчипурам, Калькутта, Гаухати, Мадурай, Каньякумари, Вайшно Дэви, Кангра.
Гуру Нанак – Амритсар, Ананадпур Сахиб, Хемкунд Сахиб, Талванди Сахиб.
Махавира – Маунт-Абу, Ранакпур, Махавирджи, Дилвара, Гирнар, Шраванабелагола, Саммад Шикар.
Иисус Христос – Розбал – гробница.
Паломнические маршруты и туры по Индии
Поездка в Индию сродни путешествию в другой мир. Существует много интересных вариантов паломничества, проверенных системой качества «Narada Travels». Вы составляете свой маршрут по заветным местам, мы воплощаем его для вас в индивидуальном туре.
Только избранные, излюбленные направления, которые пользуются особой популярностью среди путешественников.
Представляем вам обзор священных мест.
Аллахабад – один из четырех священных центров, который служит проведению самого большого в мире фестиваля «Кумбха-Мела» (до 70 миллионов паломников в сутки) каждые 12 лет. По преданию, у слияния священных рек Ганги, Ямуны и Сарасвати, здесь совершил первое жертвоприношение Брахма.
Айодхья — город рождения бога Рамы, на реке Гхагхре. Это одна из семи священных земель индуизма в Индии, являющаяся «Кшетрой» – местом, где может быть достигнута «мокша» («освобождение»). Кшетра – это место со священным храмом, связанное с событием особой, религиозной или дхармической важности.
Бодхгае – место, где Гаутама Будда достиг просветления.
Канчипурам (Канчи) — одно из четырех священных мест, посвященных освобождению – мукти («место проживания»). Это «город Земли» и Шивы, символизирующий один из пяти основных элементов мироздания – стихию Земля (Притхви Лингам). Известен также как «Город тысячи гопур» – здесь находятся 108 шиваитских и 18 вайшнавских храмов. Это одна из семи священных земель индуизма в Индии, являющаяся «Кшетрой» – местом, где может быть достигнута «мокша» («освобождение»).
Кшетра – это место со священным храмом, связанное с событием особой, религиозной или дхармической важности.
Курукшетра – («Земля Брахмы», «поле дхармы») легендарное священное поле, на котором 5000 лет назад произошла грандиозная священная битва, описанная в «Махабхарате», перед началом которой Кришна поведал Арджуне одно из главных священных писаний индуизма — «Бхагават-гиту». По еще более давним преданиям, отсюда создана вся остальная вселенная, поэтому здесь принято совершать жертвоприношения богам. Место известно также Музеем Кришны с эпизодами из «Махабхараты» и праздником лунного затмения в священном озере Кунде.
Тируварур — одно из четырех священных мест, посвященных освобождению – мукти («место рождения»).
Тирупати – богатейший в мире храм, посвященный последнему знаменитому воплощению Вишну (Шри Венкатешвару). Посещение святыни приносит процветание, благополучие и исполнение желаний.
Шрикалахасти – священный «город Воздуха» и Шивы, символизирующий один из пяти основных элементов мироздания – стихию Воздух/ Ветер (Вайю Лингам). Храм, в котором находится Шивалингам, называется Шрикалахастишвара.
Харидвар – один из четырех священных центров, который служит проведению самого большого в мире фестиваля «Кумбха-Мела» (до 70 миллионов паломников в сутки). Переводится как «ворота к Богу». Это одна из семи священных земель индуизма в Индии, являющаяся «Кшетрой» – местом, где может быть достигнута «мокша» («освобождение»). Кшетра – это место со священным храмом, связанное с событием особой, религиозной или дхармической важности.
Еще одним важным местом паломничества в древнем городе Дварка является Гомати гхат. Согласно мифу здешний храм был построен за одну ночь по указанию правнука Шри Кришны Ваджранабха божественным мастером Вишвакармой. Археологи не уверены в точной дате строительства этого сооружения каким оно представляется сейчас, однако полагают, что оно было заново построено в X — XI веках после того, как первоначальный храм был уничтожен, по-видимому, во время мусульманских вторжений.
Варанаси
Варанаси (Бенарес или Каши) – это один из семи священных городов Индии и сакральный город Шивы. Согласно преданиям, каждый, кто оставит тело в Варанаси, немедленно попадет в высший, божественный мир, освободившись от цикла рождений и смертей. Поэтому многие сюда приезжают в конце своего жизненного пути, чтобы оставить здесь свое тело. Например, именно здесь над Гангой, был развеян прах недавно ушедшего Джорджа Хариссона. Варанаси, город с миллионным населением, считается одним из древнейших на Земле. Археологи находили в здесь фундаменты зданий, построенных более 4000 лет назад. Он всегда привлекал многочисленных паломников, но также являлся важнейшим законодательным центром индуистских ритуалов и традиций. Из множества храмов Варанаси можно выделить Вишванатх, Дурга и Тулси-Манас Темпл, а также храм Бхарат Мата. С коллекциями старинных скульптур, картин, монет, манускриптов и личными вещами прежних правителей можно познакомиться, если посетить музей в университете и в форте Рамнагар. Гхаты (места для совершения ритуального омовения) являются одной из самых интересных достопримечательностей Варанаси. Здесь их более ста — мест, где к водам вечной Ганги можно спуститься по специальным ступеням. Наиболее известный – Дашашвамедха Гхат (букв. «место принесения в жертву 10 лошадей») — самое благоприятное место для омовения в реке и проведения пуджи на восходе солнца. Жизнь на берегу Ганги не прекращается ни на минуту — тысячи и тысячи людей приезжают сюда, чтобы «смыть» свои грехи в ее священных водах. Далее находятся Гхаты: Аси, Барнасангам, а также Харишчандра Гхат, где совершается кремация покойников. Лучшим временем для омовения на гхатах считается полнолуние. Главный храм в Варанаси Шива Вишванатха Темпл посвящен Шиве в ипостаси Бога Вселенной. Он построен в 1776 году на месте более древнего храма. К сожалению, вход для европейцев запрещен, но храм и даже алтарную часть можно осмотреть с площадки, которая приподнята над стеной храма. Университет индуизма — одна из достопримечательностей Варанаси, был открыт в 1917 году. Он предлагает курсы по индийской философии, искусству и культуре, а также музыке и санскриту. При университете открыт музей, в котором хранится более 150000 древних манускриптов на санскрите, коллекция скульптуры и миниатюры 1-15 вв.. Время работы музея: ежедневно, кроме воскресения, с 11.00 до 16.00. Ориентация в городе: Город расположен вдоль левого берега Ганги. К реке здесь спускается множество гхатов. По старой части города можно передвигаться только пешком, так как улицы очень узкие. На северо-западе города расположены отели, ж/д станция и телевизионная башня, служащая ориентиром. Информация: туристический офис находится на железнодорожной станции. Как добраться: самолетом из Дели, Агры, Кхаджурахо и Мумбая; автобусом из Аллахабада, Лакхнау, Горакпура; поездом, следующим из Дели в Калькутту (обязательно нужно уточнять какие поезда останавливаются в Варанаси).
Главной святыней города является Храм Кришны Джанмабхуми (Sri Krishna Janmbhoomi Temple). Этот храм построен на месте, где по преданию родился Кришна. Первый храм на этом месте был построен около 5000 лет назад царем Ваджранабхой, и перестроен царем Чандрагуптой. В 12 в. был частично разрушен мусульманским завоевателем Махмудом Газни и впоследствии восстановлен. В 1699 году, в очередной раз храм был подвержен разрушению, а император Аурангзеб повелел построить на этом месте мечеть из тех же строительных материалов. Ныне существующий храм был построен в 1965 году. В нем установлен целый божественный пантеон — мурти Кришны, Радхи, Рамы, Ситы, Лакшманы, Ханумана и др.. На месте рождения Кришны, в 250 метрах от храма находится небольшое святилище. По берегам реки Ямуны, протекающей через весь город, расположены гхаты (места для совершения ритуального омовения). Вишрама Гхат (Vishram Ghat) — место, где, по преданию, совершил омовение Кришна после убийства демонического царя Камсы, является священным. Около гхата находятся 5000-летние божества Ямуны и ее брата Ямы. Ежедневно утром и вечером здесь совершается ритуал поклонения священной Ямуне. Сокровищем Археологического музея является коллекция индийской скульптуры матхурской школы, а одним из его шедевров — статуя Будды 5 века. Музей находится на Museum Road. Информация: туристический офис расположен на старой автобусной остановке. Необходимо отметить, что большинство храмов в Матхуре, Вриндаване, Барсане, Нандгаоне, Говердхане закрыты с 11.00 до 16.00. Как добраться: Через Матхуру проходят поезда из Дели, Калькутты, Мумбая и др. Поезд из Дели идет около 2-3 часов. В Матхуре 2 автобусные станции, откуда можно попасть в Агру, Дели, Вриндаван, Джайпур, а также в Харидвар.
Несмотря на то что служители некоторых храмов оберегают алтари от глаз неиндуистов, отношение к посетителям обычно радушное, европейцев даже могут пригласить для участия в одном из священных ритуалов — индуизм словно выходит за рамки религии, приобретая масштабы мировоззрения. То есть для индуиста божественная суть и физический мир с окружающими людьми крепко связаны, и эта связь не прерывается ни на секунду.
Это поселок неподалеку от Каньякумари, в нем расположен храм «Даттатреи», то есть «троицы». Редкий случай в индуизме, когда храм посвящен одновременно трем главным богам — Брахме, Вишну и Шиве. За темным резным камнем святилища разлита удивительная атмосфера. А некоторые из множества тонких колонн, поддерживающих кровлю, звенят в определенной тональности при ударе ладонью. Загадок и сюрпризов по пути следования собирается немало.
Перенаселенный город, по улицам которого из-за обилия людей не может проехать рейсовый автобус. Приличное жилье в нем практически отсутствует, а приезжие и командировочные селятся в основном в лоджиях — каменных клетках без окон.У работяг на улицах одинаковый тяжелый взгляд красных от бетеля глаз, а ночной охранник у храма богини Минакши сжимает в руке автомат и машет головой: «проваливай». При дневном свете этот крупный храм, построенный в честь жены Шивы, которая пришла в мир «трехгрудой» воительницей Минакши, выглядит впечатляюще благодаря четырем главным башнямгопурамам. Территория храма в несколько гектаров состоит из огромных залов, в которых находится более миллиона каменных скульптур. Известно, что вся красота комплекса создавалась примерно в 7 веке нашей эры. Сегодня в нем многолюдно, суетно, и впечатления от этого монументального произведения противоречивы.
Тричи знаменит производством бижутерии для танцев. В северной части Big Bazar Road десятки магазинчиков и лотков такой бижутерии, звонкой, искрящейсяся, сверкающей. Золотые пояса, браслеты, бусы, шейные кольца, колокольчики, короны и обручи, цепи и цепочки, серьги, чистые и с цветными стразами, монетками и бубенцами, шали, платки, шарфы и сари, расшитые бусинами, монетами, блестками, перьями … Все яркое и горящее и индийской широтой, размахом и излишествами.
Однако самое интересное, по-моему на Big Bazar Road — это вывески и реклама. Не знаю почему, видимо в силу традиционности индусов, они сделаны без применения современных материалов и технологий. Все они нарисованы на жести масляными красками и аэрографом. Big Bazar Road — это удивительная галерея наивного искусства, удивительно нежного тонкого и доброго. Ничего подобного Вы уже нигде в мире не встретите, разве что, кое-где на деревянных верандах хавели старого Биканера сохранились еще вывески двадцатилетней давности.
Дальше, сразу за Chinnar Bazar с респектабельными магазинами вход в Rock Fort. Здесь нужно купить билет и постоять в очереди на вход. Открыто с 8-00 до 20-00, билет стоит 1,5 рупии, камера — 20 рупий. В мрачноватом прохладном зале под гопурамом, где продаются билеты стоит благославляющий слон, который с удовольствием возьмет у Вас с руки хоботом монетку или купюру (индусы дают 5-10 рупий), положит ее в коробку и благословит, положив хобот на голову. Дальше Вас ждет подъем по довольно крутой темной лестнице. Сама лестница и прилегающие помещения построены в эпоху Палавов. Здесь по стенам попадаются интересные барельефы и дивные образцы древней тамильской каллиграфии. Стоит внимательно смотреть по сторонам. За одним из оконец с восточной стороны храмовая бухгалтерия и архив. Туда стоит заглянуть, чтобы увидеть огромное помещение заваленное пыльными фолиантами и корзинами со стопками перевязанных бечевкой листов. Под сводами и на балках над лестницей висят тысячи летучих мышей.
На скале множество алтарей, мандап и два значительных храма. Шри Тауманасвами, посвященная Шиве. Он расположена примерно на середине подъема и закрыт для неиндусов и Винаяка, посвященный Ганеше на вершине скалы. Путь к вершине от нижнего гопурама насчитывает 437 ступени. Подняться на вершину стоит, чтобы посмотреть панораму Тричи.
Вход с 6-00 до 13-00 и с 15-00 до 21-00. Вход свободный, камера 50 рупий, вход на смотровую площадку 10 рупий. За 20 рупий можно купить официальную брошюрку о храме. Брошюрка выпускается для паломников, в ней подробная история храма, описание всех алтарей и внутренних помещений. Местные «гиды», как положено навязчивы и до последней капли крови будут бороться за то, чтобы получить от Вас 200 рупий. Не верьте обещаниям, внутрь храма Вас все равно не пустят, а на смотровую площадку Вы попадете без их помощи. Тук-тук от Рокфорта или автовокзала- 100-150 рупий, или автобусом №1 за пять рупий.
Вайшнавский храм Шри Ранганатхасвами расположен на огромном острове Шрирангам между рукавами реки Кавери. Первые упоминания о нем относятся к 10 веку, расцвета храмовый комплекс достиг в эпоху империи Виджаянагара. Гопкрам главного входа был перестроен в 1987 году. Храм окружен семью концентрическими стенами. Во внутренних дворах расположены базары, магазины, дома браминов. Белым разрешен проход до седьмой стены. В седьмой стене 4 входа. Первій — для низших сословий, второй — для вайшьев и кшатриев, третий — для браминов. Четвертые ворота для процессий и паломников. Здесь за 10 рупий, внутри четвертых ворот можно купить билет на смотровую площадку.
Храмовый комплекс Шри Ранганатхасвами один из самых больших в Индии. Он занимает лощадь почти 60 гектаров. Если уже приезжать сюда, то стоит запланировать на прогулку по меньшей мере пол дня. Если, когда Вы окажетесь в Тричи Вы уже бывали в больших тамильских храмах, боюсь, в Шрирангаме ничего нового и восхитительного Вы не найдете. Гопурамы Шрирангама, хоть и огромные, но весьма просто декорированы, а внутренние алтари и храмы вполне типичны для Тамилнада. В январе в Шрирангаме фестиваль колесниц, когда на огромных резных деревянных колесницах, украшенных флагами и гирляндами стутуи Вишну вывозят из храма для ритуального омовения. К колесницам крепят джутовые канаты пятнадцатисантиметровой толщины и многотысячная толпа тащит колесницы вокруг храма. В декабре в Шрирангаме проходит гранздиозный 21-дневный фестиваль Vaikunta Ekdasi. Самая подробная информация о Шрирангаме по-английски на сайте .
Храм Джамбукешвара посвящен Шиве и Паравати. Это один из пяти храмов космических стихий в Тамилнаде. Храм в Тирувинамалаи посвящен стихии Огня, в Канчипураме — стихии Земли, в Калахасти — стихии Воздуха, В Чидамбараме — стихии Акаша, из которой произошли четыре основных элемента. Храм Джамбукешвара посвящен стихии воды. Здесь, в главном святилище хранится и почитается водяной шивалингам. Вход во внутренние помещения храма для неиндусов запрещен. Тем не менее, во внутреннем дворе много чего интересного, — мандапы, лингамы, статуи. Храм Джамбукешвара, как и Шрирангам относится к эпохе империи Виджаянагара, и здесь. Этот храм не особо популярен среди туристов, поэтому, не избалованные вниманием белых местные брамины с удовольствием поговорят с Вами и расскажут множество местных баек. Проехать к Джамбукешваре можно все тем же первым автобусом до остановки Тируванакойл (Tiruvanakoil). Храм находится примерно в сотне метрах от остановки, но его легко найти по возвышающимся над постройками гопурамам.
Храм настолько популярен, что именно здесь многие паломники стремятся совершить ритуал избавления от собственный желаний — они сбривают волосы и предают их в дар божеству. Для этого в храме работают сотни брадобреев. И если вы на юге Индии встретите человека с бритой головой, можно с высокой долей уверенности говорить, что он побывал в храме в Тирупати.
В святилище храма находится священный образ Венкатешвара, полность утопающий в золотых украшениях (непривычно небольшой и толстый, похожий на Аватару Ваманы). Его глаза закрыты не только потому, что он медитирует, но и вследствии того, что своим взглядом он может сжечь всех окружающих. Поэтому брамины не дают возможности постоять у святыни и даже оттаскивают жаждущих блоагословения паломников.
Peace! Love! Shawarma!
Город Тируччираппалли , или просто Тричи, расположен в самом центре Тамилнада. На окраине города, на другом берегу священной индийской реки Кавери виднеются башни огромного храмового комплекса Ранганатасвами, посвященного богу Вишну. Есть мнение, что это самый большой в мире индуистский храм.
Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик.
Потрясающий храмовый комплекс находится в индийской деревне Эллора в штате Махараштра. Храмы Индии в Эллоре объединили целых три религии: индуизм, джайнизм и буддизм. Всего в комплексе насчитывается 34 монастыря, в которых на протяжении столетий живут монахи. А самым значительным в комплексе Эллоры всегда был и остается общий для всех религий, высеченый в монолитной скале, храм Кайласанатха — обитель Шивы. Этот храм высекался в течение ста лет несколькими поколениями рабочих-каменотесов.
В индийском штате Орисса, в городе Пури находится храм Джаганнатхи — божества, олицетворяющего Кришну. Этот храм чрезвычайно обособлен, вход в него возможен только для индуистов. Индус любой другой религии войти не может, а европейцы и подавно. У индуистов есть подозрение, что люди белой расы давно мечтают выкрасть из храма деревянную статую Джаганнатхи. Для того чтобы увидеть эту уникальную достопримечательность достаточно залезть на крышу стоящего поблизости здания. А божество Джаганнатхи и других богов из храма можно наблюдать в дни праздника колесниц, который проходит в Пури каждый год.
Храмы Индии находят свое отражение и в штате Мадхья-Прадеш — замечательном комплексе под названием «Кхаджурахо». Состоит он из 22 зданий, часть из которых посвящена богу Шиве. Один из храмов — Кандарья-Махадева — начали строить в 9 веке и строили около ста лет. Случилось так, что спустя двести лет храм предали забвению и он на долгие 700 лет исчез в дремучих индийских джунглях. Когда европейские колонизаторы обнаружили храм, то постарались не афишировать свою находку, так как все стены постройки были покрыты скульптурами откровенно-эротического характера. Однако в настоящее время Кандарья-Махадева является одним из самых посещаемых храмов.
Храм Вишванатх Каши (что означает Золотой Храм) расположен на берегу Ганга в городе Варанаси. В храме находится одна из святынь бога Шивы. В храм Каши мечтают попасть все индуисты страны, не индуисту попасть в храм нельзя, с этим очень строго. Индуисты считают купание в Ганге с последующим посещением храма, возможностью полного очищения души. Каши Вишванатх очень богато украшен настоящим золотом. На многочисленные купола потрачено около тонны драгоценного металла.
И великолепный Храм Лотоса, молитвенный Дом в Дели. Шедевр сакральной архитектуры второй половины 20 века. Представляет собой огромный цветок лотоса из 27 лепестков, построен из белого мрамора. Храм окружают 9 бассейнов. При входе каждого посетителя охватывает чувство умиротворения, хочется разговаривать шепотом, даже мысли не возникает достать фотоаппарат и пощелкать затвором. Ощущается гармония единения с Храмом Лотоса. Хочется, чтобы это чувство продолжалось как можно дольше. Храмы древней Индии на этом не заканчиваются, но для их полного описания потребуется еще не одна статья.
В индуизме присутствует огромное множество богов, самым почитаемым из которых считается Шива. Шива олицетворяет вселенское сознание, а также мужское начало. Многие храмы Индии посвящены этому божеству. Самым известным культовым сооружением, посвященным Шиве является храм, расположенный в одном из древнейших индийских поселений, носящем название Байджанатх.
Величественное сооружение было выстроено в начале XIII века на средства купцов Ахука и Маньюка. Святилище украшено огромным количеством статуэток, изображающих Шиву и других богов. Внутри здания можно увидеть скульптуру Шивы, управляющего колесницей рядом со своей супругой, богиней Парвати.
Особую уникальность ему придает то, что на его территории расположено самое большое в мире скульптурное изображение Шивы, высота которого достигает 37 метров. Главный бог индуизма изображен сидящим в традиционной позе лотоса. Монументальная статуя окрашена в золотой цвет и словно купается в солнечном сиянии.
Согласно индуистской космологии, с этого место началось сотворение Вселенной. Позже Боги жили в Варанаси вместе с людьми, затем они ушли в Гималаи. Как там оно было на самом деле — мы не знаем. Факт в том, что это очень древний город и это очень сильно чувствуется. Современными археологические данные подтверждают, что это старейший город из числа непрерывно населенных.Европейская архитектура тихих улиц с прекрасными домами, построенными богатыми британскими торговцами, и голландскими коттеджами с двухстворчатыми дверями. В Форте Кочин проживает уникальная община евразийцев, обычно известных как “англо-индийцы”, которые создали своеобразную и живую культуру.
Церковь Святого Франциска (St. Francis Church) — первая христианская церковь в Индии. Стороны фасада со многими изгибами стали образцом для большинства христианских церквей в Индии. В 1524 г. здесь похоронили Васко да Гама, но его тело было впоследствии перевезено в Португалию.
Обозначенный на многих географических картах как мыс Коморин, город Каньякумари привлекает иллюзией конца земли. Здесь сходятся вместе Индийский океан, Аравийское море и Бенгальский залив, и каждый индус мечтает хотя бы раз в жизни оказаться в этой точке, где оканчивается их земля. Обязательным для паломников (а их может быть более двух миллионов человек в год) считается ритуал проводов солнца на закате и посещение двух миниатюрных скалистых островков, которыми и заканчивается континент. На одном из них в 2000 году была установлена 40-метровая статуя тамильского поэта Тируваллувара, уважаемого всеми героя, жившего за несколько веков до нашей эры. Второй остров известен тем, что однажды на три дня стал пристанищем для философа и богослова Свами Вивекананды, который, переплыв бурные воды, медитировал здесь перед своей знаменитой поездкой в Штаты, где сумел привлечь внимание интеллигенции всего мира к индуизму.
Несмотря на то что служители некоторых храмов оберегают алтари от глаз неиндуистов, отношение к посетителям обычно радушное, европейцев даже могут пригласить для участия в одном из священных ритуалов — индуизм словно выходит за рамки религии, приобретая масштабы мировоззрения. То есть для индуиста божественная суть и физический мир с окружающими людьми крепко связаны, и эта связь не прерывается ни на секунду.
Это поселок неподалеку от Каньякумари, в нем расположен храм «Даттатреи», то есть «троицы». Редкий случай в индуизме, когда храм посвящен одновременно трем главным богам — Брахме, Вишну и Шиве. За темным резным камнем святилища разлита удивительная атмосфера. А некоторые из множества тонких колонн, поддерживающих кровлю, звенят в определенной тональности при ударе ладонью. Загадок и сюрпризов по пути следования собирается немало.
Крышу храма поддерживают 64 деревянные балки, она состоит из 21600 черепиц, которые удерживаются 72000 тысячами гвоздей. Деревянные балки символизируют 64 вида искусства, именно столько их есть. Количество черепиц обозначает число вдохов человека за одни сутки — от восхода до восхода Солнца, а число гвоздей соотносится с ритмом человеческого сердца. Как известно идеальный пульс 72 удара в минуту.
Испокон веков ритуалы в этом храме совершает особая каста браминов — дикшитары , которые живут на территории комплекса вот уже много веков и ведут замкнутый образ жизни, служа своему храму неба. Дикшитаров вы найдете только в Чидамбараме. Эти люди никогда не выходят за пределы комплекса, браки заключается внутри своего тесного сообщества. Их внешность и обычаи не имеют ничего общего не с одним из народов. Их облик сильно отличается от местного дравидийского населения и в то же время имеет мало общего с североиндийским. Многие из дикшитаров отличаются узким лицом, тонким сухим носом, нетолстыми губами и сравнительно светлыми глазами. Они говорят на тамильском языке с легким, чуть заметным акцентом. Можно предположить, что тамильский не был родным языком их предков. Себя дикшитары считают пришельцами и нисколько не сомневаются в этом. А их знания удивляют даже преосвященных гостей с запада.
Но больше всего они поражают своими танцами, во время которых имитируют движения Бога Шивы . Гибкость их рук, ног и всего тела поражает воображение. Есть все основание предположить что племя, тысячелетиями творящее обряды у сакральных святынь, несущих знание о бытии — есть потомки, когда-то населявших эту территорию погибших цивилизаций.
В XVIII веке Чидамбарам был взят приступом конницей майсурского раджи Хайдара Али. Дикшитары забрали свои сокровища, богов и укрылись в лесу. Но время было трудное и неспокойное. Община разбрелась по разным местам, и в Чидамбарам вернулось только 400 семей. Все те, кто не возвратился, потеряли право быть жрецами и называться дикшитарами.
Сейчас в Чидамбараме живёт 250 семей дикшитаров. Их дома занимают четыре прихрамовые улицы. Среди дикшитаров буквально единицами насчитываются современно образованные люди. Община до сих пор живёт по законам и обычаям её далеких предков. Древние знания передаются из поколения в поколение, и другим о них мало что известно. Никто ещё по-настоящему не исследовал общину дикшитаров, хотя, по-видимому, исследователя ожидает немало поразительных открытий. Храм в Чидамбараме—единственный в Индии, где нет рукописей и старинных документов. Так говорят сами дикшитары. Индийское правительство поручало двум ученым—Сетту Дикшитару и Рама Мурти Шарме—заняться поисками рукописей. Однако поиски результатов ещё не принесли. Ученым пока неизвестно, на каком языке могут быть написаны древнейшие манускрипты Чидамбарамского храма.
Попадая в такое священное место, не нужно делать ничего особенного или нагонять на себя «особое духовное» настроение. Из уважения к древним обычаям вы можете сделать соответствующие подношения или принять участие в пудже (религиозном ритуале); главное — не в этом.