Россия 

Ансамбль центральных площадей Санкт-Петербурга

Дом туризма -> Россия

Град Петров с самого начала создавался как культурная столица Российской империи. Здесь был построен первый в государстве Российском музей, первая в стране библиотека, три новых для России Академии – Духовная, художеств и наук.

Помимо Эрмитажа и Русского музея, в помещениях которых находится уникальные экспозиции произведений искусств, в Северной Пальмире множество иных музеев, пребывание в которых будет и благотворно, и приятно для глаз и для души. Но с пользой провести время можно, просто прогуливаясь по центру Санкт-Петербурга, ансамблю центральных площадей –  это, прежде всего, Исаакиевская, Сенатская и Дворцовая площади.

В центре  Исаакиевской площади спустя год после окончания строительства храма установлен памятник сидящему на коне императору Николаю Павловичу. Храм в честь преподобного Исаакия был построен французским мастером Огюстом Монферраном спустя 40 лет после закладки первого камня.

Место это исторически относилось к Адмиралтейству. Позже, на этой территории были построены торговые ряды, и площадь получила схожее имя – Торговая площадь. Будущий главный городской храм был заложен на месте, где в 1800 году завершили строительство храма по замыслу архитектора Ринальди.

Но храм Ринальди прослужил недолго. Собор был разобран, но часть его конструкций Монферран довел до ума в своем проекте. Ставший ныне предметом исторической гордости потомков Исаакиевский собор был окончен в 1858 году в царствование императора Александра Освободителя. До самой революции это был главный храм города.

Помимо Исаакиевского собора, одно из наиболее интересных мест Исаакиевской площади — Мариинский дворец,  — выстроенный для Марии Николаевны, дочери царя Николая I по чертежам зодчего А.

И. Штакеншнейдера во второй четверти XIX века. Между Исаакиевским собором и дворцом великой княгини сразу после окончания строительства собора в центре площади перед Синим мостом был воздвигнут монумент российскому самодержцу Николаю I работы любимого зодчего российского самодержца Николая I Петра Клодта. Ширина Синего моста – около ста метров.

Сооружение Синего моста впервые не в дереве, а в камне началось одновременно с началом закладки храма в честь преподобного Исаакия в 1818 году. Некогда на этом месте находился выполненный из дерева разводной мост.

На северо-восточной стороне площади находится дом князя Лобанова-Ростовского, построенный Монферраном в 1817-1820 годах.

У парадного подъезда – пара львов из белого камня на гранитных подножиях.

Это именно те «львы сторожевые», на одном из них главный герой произведения А.С. Пушкина «Медный всадник» укрывался, избавляясь от подступающей невской воды. Неподалеку, между Исаакиевской и Сенатской площадями в начале Конногвардейского бульвара в 1807 году зодчим итальянцем Кваренги был возведен Манеж – строение, где зимой занимались выездкой гвардейцы, размещавшиеся тут же в казармах на бульваре. Сейчас внутри располагается центральный выставочный комплекс.

С западной стороны возвышается самое древнее здание, стоящее на площади, — дом Нарышкиных. Он был возведен в шестидесятые годы XVIII века. Позднее дом был продан И. П. Мятлеву, товарищу Александра Сергеевича Пушкина, у которого часто бывал поэт.

В 1809-1811 годах дом реконструировался зодчим Л.

Руска. В нескольких шагах с домом Мятлевых возвышается наиболее позднее здание, завершившее внешний вид площади, — грандиозное здание немецкой дипломатической миссии. Оно было выстроено в 1911-1913 годах и построено в формах неоклассицизма. Здание облицовано красным гранитом и украшено колоннами на всю высоту фасада.

 Визави дома немецкой дипломатической миссии стоит известная гостиница «Астория», выстроенная в 1912 году в традициях модерна по чертежам зодчего Лидваля. Рядом с ней возвышается здание гостиницы «Англетер». В этом здании в конце декабря 1925 года трагически свел счеты с жизнью народный поэт С.А. Есенин. В  ХХ веке в 1987 году здание было снесено. Ныне мы видим целиком воссозданное в 1989 году строение. Фасад дома приближен к историческому. У Синего моста площадь оконтуривают похожие фасады двух домов в неоренессансном духе. Строения выстроены в 1853 году для Министерства государственных имуществ (дом 4) и министра государственных имуществ (дом 13). В наше время здание использует научно-исследовательский институт растениеводства имени Николая Ивановича Вавилова.

Сенатская площадь – старейшая площадь Северной Венеции. С нее открывается прекрасная картина Васильевского острова. На Неве в 1704 году Петром Алексеевичем была начата строительством Адмиралтейская верфь, превратившаяся спустя некоторое время в главное управление Морского ведомства — Адмиралтейство. Чертеж для сооружения был исполнен самим Петром Алексеевичем. Посередине Сенатской площади красуется Медный всадник – замечательный памятник, один из символов Санкт-Петербурга. Конный император на вздыбленном коне был воздвигнут в 1782 году  в царствование императрицы Екатерины Великой. Скульптор Этьен Фальконе работал над памятником более 10 лет. Непосредственным водружением монумента на площади занимался Юрий Матвеевич Фельтен. Здание Адмиралтейства много раз реконструировалось.

Современный облик оно обрело после реконструкции в 1809-1823 годах зодчим А.Д.

Захаровым. При перестройке здания архитектор сохранил начальную планировку.  Здание Адмиралтейства является архитектурным центром — от него радиально расходятся три главные улицы Северной Пальмиры: Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Зданием Адмиралтейства Сенатская площадь ограничивается с востока.

В 1710 году на этом месте была заложена первая выполненная из дерева церковь в честь святого Исаакия, в которой Петр I был обвенчан с своей ненаглядной Екатериной. Сенатской площадь стала именоваться с 1763 года, когда из здания Двенадцати коллегий на это место перевели Сенат, разместившийся в переделанном доме графа Бестужева-Рюмина. 

В 1834 году по проекту градостроителя К. Росси для Сената и Синода было построено отдельно стоящее здание, исполненное из двух корпусов, соединенных аркой. Здание выполнено в классическом стиле и украшено колоннами, лепниной и скульптурами. Входы в здание оформлены гранитными лестницами с пандусами.

Исключительность градостроительного лика Петербурга, величие ансамблей его площадей, строений и улиц зовет к себе значительное количество посетителетей со всех континентов Земли. Можно сказать: в Северной столице прекрасно практически все.

 

 

 

Похожие записи